Спектакль «Война и мир», который я посмотрел в театре «Модерн» не отпускает меня до сих пор, хочется возвращаться к нему вновь и вновь, рассказывает наш школьный театральный обозреватель Арсений.
Очередным поводом стал роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение», который я читаю на английском языке в учебных целях. Это очень популярный роман, пожалуй, самый часто экранизируемый. По времени действия он удивительно совпадает с романом «Война и мир» Толстого. И герои обоих романов очень похожи, живут в одно время, принадлежат к аристократии, стремятся укрепить своё положение в обществе и финансовое благополучие путём женитьбы.
В центре повествования английского романа находится семейство Бенетов с пятью дочерьми. Имение отца семейства приносит приличный доход, но наследуется по мужской линии, поэтому его супруга и дочери после смерти отца могут остаться без средств к существованию. Единственным выходом для дочерей может стать удачное замужество. Автор английского романа – женщина и главной героиней её романа вполне логично стала женщина — одна из сестёр, Элизабет. Это образованная, самостоятельная и амбициозная девушка, которая, вполне очевидно, выражает взгляды своей создательницы. Ведь даже по возрасту писательница и главная героиня её романа совпадают – 21-22 года.
И в какой-то момент, мне показалось интересным представить, что было бы, если о героях романа Льва Толстого решила рассказать Джейн Остин со своей женской точки зрения. Могу предположить, что главной героиней стала бы не Наташа Ростова, а Лена Курагина, она же Элен на французский манер.
Я думаю, что Джейн Остин при описании Элен, особо выделила бы момент, что она могла рассчитывать на огромное наследство, потому что её мать Алина Курагина, жена князя Василия, была родственницей старого бездетного графа Кирилла Безухова. Неожиданное признание незаконнорожденного сына графа — Петра (Пьера на французский манер) — законным наследником спутало все карты и надежды семейства Курагиных. Старый князь Василий Курагин приложил все силы, чтобы переломить ситуацию в свою пользу и вернуть ускользающее из рук богатство. Он взял шефство над неожиданно возникшим и не менее неожиданно разбогатевшим «родственником», поселил Пьера у себя в доме с явным расчётом женить этого дуралея на блестящей светской красавице дочери. И Элен мастерски завершила этот шахматный этюд князя Курагина.
Я думаю, что Джейн Остин не пожалела бы красок на описание Элен, её самообладания, амбициозности, самоуверенности, а главное — её умения держать себя в свете, что в те времена считалось одним из главных достоинств женщины. Она умела, как говорят англичане, keep a stiff upper lip, то есть сохранять хладнокровие, проявлять твёрдость характера в любых ситуациях.
Благодаря всем этим качествам Элен исправила в свою пользу ситуацию с наследством старого графа Безухова и получила не просто долю, а практически всё его наследство, выйдя замуж за Пьера. Даже когда её мужу Пьеру стало известно о её романе с Фёдором Долоховым, Элен не упустила шанса забрать себе часть его имущества в обмен на согласие жить раздельно. Ведь развестись, отсудив через адвокатов имущество мужа, в те времена было практически невозможно.
При этом Джейн Остин не забыла бы рассказать о безрассудном братце Элен, чтобы оттенить её достоинства. Их отец князь Василий из кожи вон лез, чтобы женить Анатоля на богатой невесте — княжне Марье Болконской. Он организовал поездку, договорился со старым князем Болконским, несмотря на его скверный характер, привёз Анатоля на смотрины в имение Болконских… Но красавчик Анатоль всё это — мягко говоря — «пробренчал».
Конечно, в романе Толстого Элен Курагина — глубоко отрицательный персонаж. Элен Курагина противопоставлена автором Наташе Ростовой и Марье Болконской. Ведь у них были все те женские качества, которые восхищали Толстого: доброта, милосердие, богатый духовный мир.
Но Джейн Остин ценила в женщинах умение правильно распорядиться своей судьбой, не поддаваясь эмоциям. Боюсь, что Наташе Ростовой она в назидательных целях отвела бы место второстепенного персонажа — «пятой балерины в последнем ряду», как говорят театралы. В романе «Гордость и предубеждение» таким персонажем стала Лидия, самая младшая сестра Элизабет. Это рослая 15-летня девица — легкомысленная, своевольная и избалованная — убежала из дома с каким-то третьестепенным персонажем мужского рода. И только вмешательство всего семейства во главе с благородным мистером Дарси спасло её от позора и бесчестья. Влюблённый в Элизабет мистер Дарси заставил похитителя её младшей сестры жениться на ней!
Можете не соглашаться с моими фантазиями по поводу «Гордости и предубеждения Льва Толстого», но я советую всем посмотреть спектакль «Война и мир» в театре «Модерн». Особенно старшеклассникам. Я два года «проходил» роман Толстого в школе, и только спектакль расставил все персонажи по местам и наделил их лицами и характерами.
И даже придумывая новый роман в соавторстве Льва Толстого и Джейн Остин, я всё равно вижу его в исполнении артистов Театра «Модерн». Элен — Мария Орлова, Пьер Безухов — Александр Колесников, Князь Василий — Константин Конушкин, Анатоль Курагин — Шамиль Мухамедов, Княжна Марья — Марина Дианова, Долохов — Александр Горелов, Наташа Ростова — Ольга Богомазова и другие…
Автор: Арсений Цубаников, школьный корреспондент «Вести Москвы». На каких ещё спектаклях побывал наш театральный обозреватель:
«Война и мир» для школьников в «Модерне»
Флайтер такой смелый и стремительный. Стремительный к своей цели!
Ах, Алиса, как бы нам встретиться!
«Принцессу цирка» проверили ребёнком
«Спящая красавица»: спектакль, который надо смотреть всем
Про зануд, чудаков и табуретки из ИКЕА
Почему мне понравилась «Девочка, которая умела летать»
Волшебная красота Оливии: для детей о взрослом
«Театриум»: второй поход за Аленьким цветочком
Как я стал театральным критиком
Ещё больше о самом театре в нашей рубрике «Театр Модерн»