В свой самый первый день рождения принцесса Оливия получает в дар от Волшебника Красоту, Ум и Богатство. А в день её пятнадцатилетия во дворец со всего света съезжаются принцы, чтобы просить руки прекрасной принцессы. И разъезжаются…
На мой взгляд, рановато в 15 лет выходить замуж — брачный возраст в нашей стране устанавливается в восемнадцать. Но ведь дело происходит в волшебной стране. К тому даже у нас в реальной жизни могут волшебным образом возникнуть обстоятельства, позволяющие вступать в брак до достижения возраста шестнадцати лет. Однако причиной срыва брачных планов зарубежных принцев стал не возраст Оливии. Причина в том, что в сердце у принцессы живет маленький злой зверек. А без доброго сердца она не может полюбить. И все дары Волшебника не имеют никакого значения без доброго сердца. И чтобы это понять, принцессе придется пройти через суровые испытания. Такой вот сюжет сказки, который приведёт нас к пониманию простой истины: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…»
Когда рассказывают о сказке, то обычно обращаются к указателю сказочных сюжетов по системе Аарне-Томпсона. По этому классификатору сюжет сказки «Волшебная красота Оливии» нужно искать в разделе «Человек Женится на Принцессе»: 850-869. Там же находится и сюжет «Соревнование в Остроумном ответе», в котором на сцене участвуют Принцесса Оливия и простой лесник Оливер. Это я к тому, что все сюжеты уже давно написаны, нового просто невозможно придумать. И сюжет сказки, написанной художественным руководителем «Театр Жив» Максимом Разуваевым «для взрослых от 8 лет» даже не претендует на оригинальность. Ведь в этом спектакле главное не что, а как. Как эти восемь безусловно талантливых артистов расскажут свою историю. А рассказывали они её замечательно, прямо на голой сцене из отрезов ткани в весёлую шотландскую клетку создавая свою сказочную страну.
В результате получился очень милый музыкально-танцевальный спектакль для всей семьи. У «спектакля для всей семьи» свои законы: он не ограничивает действие сценой — в зале ведь тоже сидят полноценные маленькие артисты, активно участвующие в развитии сюжета — пусть иногда и не к месту. Он не заканчивается с поклонами артистов, а продолжается по дороге домой в многочисленных пересказах детьми самых запоминающихся моментов: «А он такой — бдыщ!» И продолжается дома, когда взрослые и дети делятся впечатлениями: «А помнишь?..»
Я тоже был на спектакле с десятилетним ребёнком. Мой «театральный ревизорро», например, был потрясён тем, что в спектакле не просто поют — этим-то его не удивишь, а ещё и танцуют коллективный степ. Так сложилось, что чечётка или степ практически не знакомы детям. Если только где-то по телевизору посмотрели выступление ирландского танцевального коллектива ‘Riverdance’. Степ и в советские времена не пользовался официальным признанием, по пальцам можно пересчитать фильмы с танцевальными номерами чечётки: «Карнавальная ночь», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза». Надо ли говорить, что зажигательный степ, который исполняют так близко, что рукой можно дотянуться, никого не оставил равнодушным.
Поэтому мой ведущий рубрики «проверено ребёнком», он же «театральный ревизорро», всю дорогу пытался бить увиденную на сцене чечётку, пока не отколотил себе ноги. Из героев сказки мой «ревизорро» отметил Короля и лесника Оливера, которые больше всех активничали и хохмили на сцене. А вот барышни понравились ему лишь тем, что наравне со всеми били степ. Даже принцесса Оливия не произвела впечатления на нашего юного театрала: «Ну, красивая. Но воображала. У нас в школе тоже такие есть — на переменке сразу бегут в тубзик прихорашиваться. С такими не интересно».
С оценкой мужских персонажей я с «ревизорро» соглашусь: на Короле Андрее Гурском держалась вся комическая часть спектакля, а обаятельный простак Оливер — Денис Сорокотягин — тащил на себе всю сюжетную линию. Но женские персонажи были тоже чудо как хороши. Анна Бохан была очень убедительна в роли «красавицы-воображалы» и «строптивой злюки», которая в конце концов научилась «смотреть сердцем». Королеву эльфов с зелёными ушками потрясающе сыграла Алевтина Макеева-Хугаева. Она пела волшебно и неотразимо манила неискушенного Оливера в страну холмов — как сирена аргонавтов. «Как тебе у нас в холмах, лесник?» Королева Ольга Колодий тоже была хороша в роли доброй подруги своего Короля, которая и в горе и в радости, и в богатстве и бедности самоотверженно поддерживает своего супруга. Даже если для этого приходится носить розовые очки, чтобы не видеть наступившего горя и бедности.
А вот дочери волшебника не произвели на меня должного впечатления. Но не потому, что плохо били чечётку или неубедительно играли роли юных волшебниц. Просто волшебницу Эви — Ксению Семёнову я совсем недавно видел в роли Антигоны в одноименной пьесе по Жану Аную. А вторая дочка Волшебника Екатерина Иванова играла там сестру Антигоны Исмену. В этой древнегреческой трагедии Ксения вместе с Павлом Гайдученко в роли Стражника сыграла потрясающе, просто до коликов смешную сцену. Воспоминания мои об Антигоне были настолько свежи, что я уже не мог спокойно смотреть на эту дочку Волшебника и её папу Волшебника, которого играл тот самый Павел Гайдученко. Как только они подходили друг другу, мне приходилось сдерживать смех и хотелось тут же вмешаться: «Отойдите друг от друга немедленно!»
Но послевкусие после одного замечательно сыгранного спектакля — это не повод отказываться от просмотра следующего, не менее замечательного…
Фото: Ирина Мишина