26 января в здании Библиотеки иностранной литературы прошла творческая встреча с драматургом, основателем «уральской школы драматургии», актером, режиссером, создателем и художественным руководителем «Коляда-театра» Николаем Владимировичем Колядой.
Встречу организовала Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), что первоначально вызвало некоторое замешательство у приглашённых коренных москвичей, которые привыкли к тому, что здание РГБИ располагается на Большой Дмитровке. И многие пропустили момент, когда в прошлом году в связи с ремонтом РГБИ «переехала» в «Иностранку» на Николоямскую улицу. Модератор встречи, заведующая отделом культурных программ РГБИ Екатерина Шумянцева отметила, что специально к этой встрече библиотека подготовила выставку редких изданий пьес Коляды, которые выпустило Всесоюзное агентство по охране авторских прав (ВААП) ещё в конце 1980-х годов, то есть ещё в советские времена.
Николай Коляда в связи с этим рассказал о процедуре «литования» своих пьес. «Литовать» в Советском Союзе означало согласовывать «публичные» тексты с цензурой в центральном или местном отделении Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств). Тем не менее преодолев эти процедуры талантливый драматург Коляда мог обеспечить себе безбедную жизнь. Однако после того, как он решил создать свой частный театр, его жизнь изменилась, даже свою пятикомнатную квартиру пришлось продать. Содержание частного театра практически полностью зависит от зрителя, продаж билетов и сувениров.
Естественно, Коляду спрашивали о том, как происходит творческий процесс создания пьес. «Пьесы писать – это математика», — рассказал Коляда. Но начинать нужно с простого: «Слева кто говорит, справа что говорит». А потом, нужно добавить кое-что из происходящего в голове. Пишет Коляда только вручную на бумаге, каждый раз испытывает страх перед чистым листом бумаги, чтобы его преодолеть каждый день ведёт дневник, записывает свои наблюдения. И если к моменту написания третьей страницы пьесы он услышит музыку, то понимает, что процесс пошёл. Обычно звучит полька из спектакля «Трамвай желания», который он увидел в юности в Свердловском театре драмы и пересмотрел полсотни раз. Радовало то, что разговор шел очень душевно и «для своих». На встрече важны были заинтересованность и интонации. В век интернета можно ведь просто набрать в поисковике «Коляда как писать пьесы» и прочитать десятки его интервью и советов на эту тему. Но это же не заменит живого общения.
Уже 30 лет Николай Коляда преподает в Екатеринбургском театральном институте литературное творчество, воспитал целую плеяду драматургов, создал уральскую школу драматургии.
Встреча прошла очень тепло. Николай Владимирович ответил на все театральные и творческие вопросы, включая вопросы о животных, которые живут в его театре.
Единственно, что огорчило из рассказанного им — повторения майских гастролей Коляда-Театра в этом году не будет. Так что пользуйтесь тем, что до 4 февраля «Коляда-Театр» ещё будет в Театральном Центре «На Страстном». Там же те, кто не успел сделать это на встрече РГБИ в «Иностранке», смогут купить и подписать у автора его новый сборник прозы «Ты не печалься».
Русский банкет — бессмысленный и беспощадный
«Свой путь» на рождественском театральном фестивале Коляды
Уральский Коляда-театр ждёт зрителей в Москве
Невероятная женитьба Николая Гоголя театра Николая Коляды
Театральная фабрика Коляды открыла цеха в Москве
Пришёл Коляда — открывай ворота
Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?
Гоголю — гоголево, зрителю — зрителево
Когда драматург, актёр, и зритель сидят на одних и тех же стульях
Московский парад Баб Шанелей Николая Коляды
«Фальшивый купон»: эстафета зла и просветления
Может в Екатеринбурге метро короткое?…
«Маскарад»: Душ непорочных нету…