Спектакль «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», который «Коляда-Театр» привёз в Москву как премьеру, создан по незаконченной повести Николая Васильевича Гоголя. Сам Гоголь утверждает, что повесть была дописана до конца, но исписанную бумагу «потаскала пасичникова жинка на пирожки». Николай Владимирович вынужден был дописать пьесу, однако клянётся, что всё недостающее в повести он взял у самого Николая Васильевича из его писем и литературных заметок.
По сюжету Иван Фёдорович Шпонька уходит с военной службы и возвращается в родной хутор Вытребеньки к тётушке Василисе Кашпоровне, которая давно мечтает получить отписанные на него соседом Степаном Кузьмичом земли и женить его. Здесь, можно предположить, и скрывается причина глубокой психологической травмы, ставшей причиной всех дальнейших несчастий Ивана Фёдоровича. Вчитавшись в текст Гоголя можно заключить, что эти земли на него были отписаны потому, что мальчик родился не от родного отца, а от соседа: тому причиной, что сосед наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения. Это травмировало ребёнка и позже он спрятался от жизни на военной службе, где избегал общения с противоположным полом.
Навязанная ему тётушкой невеста, как впрочем и остальные селянки, вызвали у 40-летнего мальчика-девственника жуткий, панический страх. И этот страх заставляет замкнутого сироту и девственника Шпоньку исполнить «прыжок Подколесина», через несколько лет после написания неоконченной повести тщательно прописанный Гоголем в «Женитьбе». Вот только, спасаясь от свадьбы, Иван Фёдорович отправляется не в окно, а в могилу. В чём причины такого странного поведения здорового и преуспевающего мужчины остаётся только гадать: монашеский склад характера, юношеская влюблённость в женщину, которая не ответила ему взаимностью, или даже угнетённая гомосексуальность? Народная мудрость, не вдаваясь в интимные подробности, комментирует такое девиантное поведение проще: 30 лет жены нет и не будет!
Как бы то ни было Николай Коляда переложил самую загадочную и странную повесть Николая Гоголя для своего театра и для своего зрителя. Прочитав Гоголя, изучив все его мотивы и скрытые страхи, Коляда визуализирует для зрителя вполне понятную мысль: не надо бояться жизни. Не стоит бояться влюбляться, сердиться, радоваться, гневаться, смеяться. Жить надо с радостью и увлечённо, принимая от жизни всё: и плохое, и хорошее. Гоголю — гоголево, зрителю — зрителево.
Текст и фото: Сергей Щенников