Николай Коляда привёз в Москву легендарную «Оптимистическую трагедию» советского драматурга Всеволода Вишневского и потрясающе разыграл её на сцене Театрального центра «На Страстном».
Сегодня «Оптимистическая трагедия» многим кажется избыточно пафосной и редко играется. Но эта пьеса написана непосредственным участником событий и человеком верящим в то, что пишет – романтиком революции. Во время Первой мировой войны четырнадцатилетний гимназист Вишневский сбежал на фронт, успел побывать в двух боях пока его не узнал полковой священник, ранее преподававший в его гимназии Закон Божий. Священник настоял, чтобы мальчишку из дворянской семьи вернули домой. Это спасло гимназисту жизнь, через три дня его рота почти вся погибла. В Петрограде Вишневский досрочно сдал экзамены за пятый класс и снова сбежал на фронт, получил Георгиевский крест и две георгиевских медали. В шестнадцать был ранен, вернулся в Питер, где примкнул к солдатам, действующим на стороне большевиков. В свои восемнадцать он записался в Волжскую флотилию, где служил пулеметчиком на буксире «Ваня», позже переименованном в «Ваня-коммунист». В девятнадцать он попал пулемётчиком на бронепоезд в Первую конную на Украину. Его страсть к подвигам куда только его не приводила — он участвовал в военных действиях в Испании 1936 года, в советско-финской войне 1939-1940 гг., не говоря уже про Великую Отечественную. Примечательно, что свой Георгиевский крест он не снимал и носил вместе с советскими наградами, которых у него было не мало: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды и орден «Знак Почёта». Всеволод Вишневский не без основания полагал, что он может писать о героях, готовых отдать жизнь за светлое будущее. И у меня есть подозрение, что образ Комиссара в «Оптимистической трагедии» он писал с себя, а чтобы это было не так заметно, превратил его в женщину.
На мой взгляд, Николай Коляда поверил в искренность автора и в революционный романтизм главной героини «Оптимистической трагедии» Вишневского. И, конечно же, он добавил разумную долю скепсиса и даже стёба, но глумиться над героями пьесы не стал. Лейтмотивом для героини Василины Маковцевой он сделал «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого: «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадтский лёд…» Её партийная принадлежность в постановке Коляды растворилась в революционном романтизме, праве молодости на бунт против старых порядков ради этого самого светлого будущего. И праве романтиков умирать молодыми, сохраняя свою веру и передавая её живым как эстафету. Скажем, если бы романтик из небольшого поселения Назарет в Верхней Галилее не отдал свою жизнь в споре с религиозными старейшинами, то и христианства у нас не было бы. В качестве стёба появляется изображение Ленина, которому здесь поклоняются как иконе, изображая для галочки верность заветам Ильича, любители делают селфи на фоне умирающих. Мхом поросшие музыкальные номера от «Родина слышит, родина знает» до «И когда на море качка» тоже можно отнести к стёбу над отмирающими традициями советского периода. Но музыкальным сопровождением для революционных бунтарей-романтиков, преодолевающих страх, боль и смерть стал совсем свежий суперхит альтернативного рока «Уверовавший» (Believer) модной сегодня группы Imagine Dragons. Сейчас он звучит из каждого утюга и весьма созвучен с происходящим на сцене, задавая бешеный, современный ритм. «Пусть летят пули, пусть обрушиваются дождем, моя жизнь, моя любовь, мой драйв — всё пришло ко мне от боли! Боль! Ты заставила меня, заставила меня верить, верить…»
Все традиционные приёмы Коляды в спектакле конечно же присутствуют, и здесь они доведены до совершенства. Пластиковые бочки для кулеров превращаются в морские волны с «кровавой пеной» из букетов гвоздик, которые выносят выносят на берег мёртвые тела. Этот образ настолько убедителен, что заставляет мгновенно поверить и в другие условности — вплоть до кусков хозяйственного мыла, которые могут изображать что угодно. Условности в одежде, несоответствующей историческому периоду, только подчеркивают, что история рассказывается как притча. Берет-чегеварка со звездой на Комиссаре Василины Маковцевой говорит о том, что революционная романтика не имеет исторических и географических границ. Как и безжалостное колесо насилия и вседозволенности: без суда и следствия убивают моряка за воровство кошелька у старушки, убивают старушку за то, что кошелёк нашелся в её кармане, убивают пленных офицеров, убивают Вожака в том числе за убийство пленных офицеров. Морская волна из пластиковых банок готова равнодушно принять всех.
Игра актёров вызывает восторг и мурашки по всему телу. Василина Маковцева более чем убедительна в культовой сцене «Кто ещё хочет комиссарского тела?» и в романтической сцене «Когда мне понадобится, — я нормальная, здоровая женщина, — я устроюсь. Это не так трудно». Она очень органично сочетает в себе качества полуребёнка, зрелой женщины, бескомпромиссного бойца. Тамара Зимина чудо как хороша, перевоплощаясь в полдюжины персонажей один за другим. Она и заботливая мать пионерки-комиссара с маленьким нательным золочёным крестиком: Я ли не копила, Ночи не спала, Все коров доила, Птицу стерегла,- Чтоб было приданое, Крепкое, недраное, Чтоб фата к лицу — Как пойдешь к венцу! Не противься ж, Валенька! Он тебя не съест, Золоченый, маленький, Твой крестильный крест. Она и старушка с украденным/нашедшимся кошельком и… да кто угодно! Олег Ягодин отстранённо играет командира, растерявшего свои волевые, командирские качества с минимумом отпущенных на его долю слов. Мурад Халимбеков удивительно убедителен и в безжалостных разборках матросов, и в философских сценах поиска смысла и в романтических сценах. Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров хорош и в массовых сценах, и в роли Сиплого.
Привычная массовка до совершенства слажена и сплочена — от актёра, совмещающего обязанности рабочего сцены, до заслуженного артиста РФ. Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг! Даже отряд анархисток, прибывших на помощь своему вожаку из публичного дома, надо полагать, двигается невероятно сплочённым, революционным строем.
На мой взгляд, это один из важнейших спектаклей репертуара «Коляды-Театра», который надо смотреть обязательно.
Текст и фото: Сергей Щенников