Николай Коляда показал москвичам «Зелёный палец». Наконец-то. Всем остальным он показывал свой «Палец» уже почти два года. Включая театралов северной столицы, что жителям настоящей столицы должно быть особенно обидно. В утешение москвичам Николай Коляда признался, что идея спектакля родилась у него после посещения московской чебуречной «СССР». Именно в этот московский антураж он решил поместить условных жителей придуманного им провинциального города Дощатова. Провинциальное застолье в дешевой кафешке уже знакомо почитателям Коляды по его спектаклю «Скрипка, бубен и утюг», например. Но эти провинциалы уже давно живут на сцене Коляда-Театра. Наверное с тех пор, когда был записан детский голосок, которых до сих звучит перед каждым спектаклем: «Дорогие дяди и тёти, отключите ваши пейджеры!»
«Зелёный палец» — это народная комедия, чем-то похожая на уже ставшую культовой «Бабу Шанель» с праздничным столом в центре сцены. За этим столом отмечает свой юбилей заслуженный ветеран МВД и чиновник городской администрации Семён Прокопьевич, который сам из деревенской нищеты в люди выбился и своих родню и друзей людьми сделал, давно не бедствует, дачу в Крыму строит, две семьи содержит. Семён Прокопьевич – глубоко советский человек, поэтому своё 60-летие он вопреки родне празднует не в приличном ресторане, а в забегаловке с милым его сердцу названием «Сделано в СССР». Несмотря на своё деревенское происхождение, он на английский манер называет себя «зелёным пальцем» — от английского выражения «green finger». Так англичане называют человека, которому достаточно воткнуть палку в землю, чтобы она зацвела. «Что ни посажу в жизни – всё растет! — заявляет Семён Проокпьевич. — Палку всуну в землю – дерево вырастает!» И вот этот достигший всего в жизни «человек от сохи» собирает за праздничным столом людей самых разных возрастов и убеждений: «шестидесятники»-либералы, «новые русские», поднявшиеся в 90-ых, используя папино положение, их внук, бравирующий своей «голубизной» в пику деду и родителям. Плюс обслуга и аниматоры со своими халдейскими закидонами.
А дальше, всё развивается по законам русского застолья. Русский банкет он ведь насколько бессмысленный настолько и беспощадный! Покруче, чем вошедшие в народный фольклор деревенская свадьба с мордобоем и похороны тёщи с порваными баянами. Начинается как фарс и комедия, а заканчивается жестокой драмой. И всё это сопровождается лозунгами, крылатыми фразами вождей и похабными частушками. «Пенсия – это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений!» А пассаж про тяжеленную люстру на потолке? «Танцевать будете, так смотрите внимательно. Вот эта херабора упадет на голову и всё. Кердык бабай». А частушки одна задорнее другой? «Превратились сиськи в груди — оттянули злые люди!» А песня о горькой женской доле? «Ведь не я, ведь не я тебя, милый, заставила целоваться на свадьбе с другой…»
И всё это заставляет зрителей сначала тихонько смеяться, потом просто ржать в голос, а потом напряженно молчать и плакать, а затем снова смеяться сквозь слёзы. А потом аплодировать до исступления или выражаясь литературным языком, искупать артистов в аплодисментах, переходящих в бурные овации. Такая вот херабора…
Фото Романа Астахова
Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?
Гоголю — гоголево, зрителю — зрителево
Когда драматург, актёр, и зритель сидят на одних и тех же стульях
Московский парад Баб Шанелей Николая Коляды
«Фальшивый купон»: эстафета зла и просветления
Может в Екатеринбурге метро короткое?…
«Маскарад»: Душ непорочных нету…