Малый зал «Театра Терезы Дуровой» – это, можно сказать, инкубатор для театральных инноваций. Еще до того, как помещение бывшего арт-кафе «Дуровъ» превратилось в новую полноценную сцену, в Театре строили «малую сцену» на планшете большой или сооружали временную на месте арт-кафе, чтобы создать дополнительное место для творческих экспериментов и новых форматов. Казалось бы, за прошедшие годы искушенного зрителя «Театра Терезы Дуровой» уже ничем не удивишь, но вот смогли! Целиком перенесли на свою сцену спектакль выпускников одного из лучших театральных вузов мира – Театрального института имени Бориса Щукина – по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях».
Завершающий обучение спектакль – это начало творческого пути. Выпускной спектакль студентов Щукинского училища «Город мышей» 1990 года до сих пор вспоминают как театральную легенду. Постановка выпускников 2012 года «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова была не менее популярной. И вот теперь — феноменальный успех выпускников 2023 года – премьера «О мышах и людях» режиссёра Константина Балакирева на сцене «Театра Терезы Дуровой».
Художественный руководитель театра Тереза Дурова перед началом спектакля сказала: «Хорошо зная публику нашего театра, я могу сказать, что они давно ждут серьезного вдумчивого разговора о будущем, о мечтах, о стремлениях, о реалиях нашего времени. Формат малой сцены как нельзя лучше подходит для такого доверительного диалога между актерами и зрителями. В спектакле «О мышах и людях» молодые ребята не просто произносят вневременный текст гениального Стейнбека, они высказывают свою жизненную позицию. Открыто, эмоционально, энергично, убедительно. Запомните их имена: уверена, вы еще не раз встретитесь с ними как на театральных подмостках, так и в кино. И будете вспоминать, что стали свидетелями первых шагов больших актеров».
Спектакль начался, и почти два часа зал сидел не шелохнувшись. Только краткие аплодисменты на логических паузах и смене декораций, чтобы не сбивать ритм. А потом снова напряжённая тишина. Заключительные овации со слезами на глазах, в финале весь зал встал, одаривая актёров бурными овациями на поклонах.
Я обратил внимание на аплодисменты уже самих актёров на поклонах в адрес исполнителя роли Джорджа. Имя исполнителя «Михаил Коноваленков» было вписано в программку карандашом. А на поклонах артисты отдельно представили его зрителям: «Михаил Коноваленков! У него сегодня премьера!»
Такое единение актёров на сцене дорогого стоит. Конечно же, я не удержался, чтобы не задать несколько вопросов «премьеру».
- Михаил, как проходила работа над «Мышами»? Как спектакль стал выпускной работой?
- Постановки «О мышах и людях» не было в задумках наших педагогов и режиссёров. Всё началось с самостоятельного показа в институте на третьем курсе. Это период, когда педагоги отпускают нас на определённый срок для подготовки собственных работ, а потом смотрят и оценивают представленные отрывки.
В поисках материала я прочитал повесть Стейнбека «О мышах и людях», она мне очень понравилась, но я не мог найти себе в пару исполнителя роли Ленни и отложил эту идею. Через какое-то время я встретил однокурсников Лёшу Сармометова и Диму Стройкина. Они хотели сыграть вместе, но не могли подобрать материал. Я загорелся им помочь, а потом посмотрел на них обоих и вдруг понял, что они идеально подходят на роли Джорджа и Ленни! Можно сказать, отрывая от сердца, отдал идею им. Они пришли в восторг от повести и подготовили отрывок. Кафедра высоко оценила их работу – как одну из лучших на показе. Уже на четвёртом курсе Дима с Лёшей обратились к нашему художественному руководителю Анне Леонардовне Дубровской с просьбой разрешить сделать из повести Стейнбека полноценный спектакль. Чтобы мы справились, она предложила в качестве режиссера Константина Николаевича Балакирева, он был нашим педагогом на курсе. Так получилось, что для него это была первая полноценная режиссерская работа в институте.
Мы все были заряжены, собрался состав… но меня в нём не было! Анна Леонардовна сказала, что у меня слишком много других работ, но после долгих уговоров разрешила ходить на репетиции и помогать. Когда мы показывали готовый спектакль ректору Евгению Владимировичу Князеву, было волнительно. В этот момент, будучи на звуке, я слышал его смешки, видел улыбку и уже понимал, что всё будет хорошо. Вообще, такие «подпольные» постановки у нас незаконны, как бы странно это ни звучало. Но Евгений Владимирович сжалился над нами и дал добро: весь четвёртый курс мы играли «О мышах и людях» в нижнем зале. Постановка стала бешено популярна, мы с ней гастролировали. И поняли: этот спектакль должен жить! В один прекрасный день на показ пришла Тереза Ганнибаловна Дурова – посмотрела… и пригласила «О мышах и людях» на сцену своего театра.
- Сохранится ли спектакль, учитывая, что все выпускники востребованы в других театрах?
- Спектакль будет жить, это однозначно. Мы заражены им – я говорю это и про состав, и про нашего режиссёра Константина Николаевича. Когда я играл премьеру, ощущал такую поддержку от ребят, которой никогда в жизни не получал. Нас сплачивает идея единого нерушимого коллектива – студийность, как говорил Вахтангов. Хотим играть «О мышах и людях» пока не сойдёмся в поколениях с нашими героями. И, конечно, мечтаем продолжить работать вместе – не только над этим спектаклем.
А вот что рассказал режиссёр спектакля «О мышах и людях», преподаватель кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина Константин Балакирев.
«Особенность актерского ансамбля спектакля в том, что все роли исполняют студенты одного курса – Анны Леонардовны Дубровской, — отмечает Константин Балакирев. — К началу репетиций «О мышах и людях» они прожили долгую совместную студенческую жизнь – целых три курса! Это давало возможность говорить с исполнителями на едином, понятном им всем языке.
Большой удачей оказался и выбор самого материала – всем студентам, кому худрук курса предложила работать над спектаклем, была понятна и близка сама история, рассказанная Стейнбеком. Они чувствовали её. Оставалось только «заразить» их темами, вокруг которых я хотел строить спектакль.
Немаловажным оказалось и удачное распределение ролей, что позволило исполнителям довольно рано приблизиться к своим персонажам, полюбить их, а значит, искать наиболее свободное воплощение образа.
Кроме того, эта работа прошла довольно трудный путь, чтобы оказаться в числе дипломных спектаклей курса. Изначально её не было в списке дипломных работ, поэтому постановочная часть и организация репетиционного процесса легли на плечи самих исполнителей. Разумеется, это сплотило ребят – каждый ощущал собственный вклад в спектакль.
Думаю, именно эти факторы давали ощущение зрителю, что перед ними выступает единый коллектив, скреплённый чем-то большим, нежели просто желанием сыграть саму историю.
Разумеется, мы хотели максимально сохранить исходный состав исполнителей. Всё же одна замена случилась: роль Рослого, с согласия Терезы Ганнибаловны, досталась прекрасному артисту «Театра Терезы Дуровой» Сергею Батову. Он также является выпускником А.Л. Дубровской. А его младший брат, Андрей, играет одну из важнейших ролей в спектакле – Огрызка. Можно сказать, что «О мышах и людях» становится не только «курсовым», но и «семейным» спектаклем».
Удивительно сильное впечатление на меня произвёл Дмитрий Стройкин в роли Ленни. Признаюсь, что я даже специально задержался в фойе, чтобы убедиться, что это не модный сейчас приём с привлечением «инклюзивного актёра». Убедился. Но потрясение от точного попадания в роль осталось. Поэтому обратился к Дмитрию Стройкину с вопросом, как возник именно этот герой, и как строилась работа над ролью.
- Миша Коноваленков «навел» нас на повесть Стейнбека, и когда я её прочитал, понял, что она меня захватила. Даже было ощущение, что я посмотрел кино. Отрывок из произведения для самостоятельного показа мы подготовили в рекордно короткие сроки – дней за двенадцать.
Перед этим мне в институте дали играть Отелло. Мне очень тяжело давалась твёрдость, уверенность, маскулинность роли. Я достаточно деликатный, мягкий и обходительный человек, по возможности избегающий конфликтов. Вот такой я Кот Леопольд. Вместе с педагогом нам пришлось долго трудиться над шекспировским отрывком. Он убеждал меня: «Ты должен быть сильным, ты всё контролируешь, у тебя позиция сверху». Я подумал тогда: а в чём сила роли? Не в том ли, чтобы не побояться снять броню и явить себя миру таким, какой ты есть на самом деле? Вот в работе над отрывком Стейнбека именно это помогло. Мы подготовили первую сцену, которой сейчас открывается спектакль. В ней у Ленни позиция снизу, он ведомый. И даже не понимая этого, Ленни являет себя миру таким, какой он есть, никого из себя не изображает. У него достаточно храброе сердце, чтобы предстать без маски. Я не знал, какой именно диагноз у Ленни, это моё интуитивное ощущение образа. Я разрешил себе быть пятилетним мальчиком, каким помню себя. Отпустил все свои блоки, позволил песчинке этой роли собрать всё детское, что во мне копилось как в раковине, чтобы появилась такая «жемчужинка».
- Знакомились ли вы с экранизаций повести, с другими версиями?
- Да, я смотрел экранизацию, где Ленни играет Джон Малкович. Смотрел фильм «Что гложет Гилберта Грейпа» с юным Леонардо Ди Каприо и молодым Джонни Деппом. Мне помогло и то, что некоторое время назад один мой добрый друг из-за студенческого переутомления оказался в психоневрологическом диспансере – я навещал его там, общался с ним. Возможно, этот опыт дополнил мои знания. Но всё это прошло по касательной, а стержнем роли стало то, что я набрался смелости показать себя таким, какой я есть: без брони, без маски, таким «обнажённым».
- Как проходил перенос студенческого спектакля на профессиональную сцену?
- В максимальной любви и самоотдаче. Как со стороны Терезы Ганибаловны, которая в нас поверила и дала нам шанс, так и Константина Николаевича, который был на съёмках в это время и тратил на дорогу по 18 часов в одну сторону, чтобы провести прогон. Сложности были и в сопоставлении графиков репетиций, ведь все занятые в спектакле актеры служат в разных столичных театрах.
- Помогали ли вам выпускники «Щуки», которые уже играли в «Театре Терезы Дуровой»?
- Нам повезло, что к нам примкнул актёр Театра Сергей Батов, младший брат которого – Андрей Батов – был моим однокурсником. Образовалась некая связь поколений и вторая доброжелательная рука помощи в Театре. Первой, конечно же, нам протянула руку Тереза Ганнибаловна.
Спектакль получился замечательным – обязательным к просмотру. Must see, как сказали бы соотечественники Джона Стейнбека. Естественно, я уже купил билеты на этот спектакль для своих близких и насоветовал его своим друзьям на ближайший показ 21 декабря. Это будет третий показ. Спектакль уже в репертуаре «Театра Терезы Дуровой», но советую не откладывать просмотр.
Не буду выделять отдельных исполнителей. Они все талантливы. Просто, как советует Тереза Ганибаловна, запомните их имена! Алексей Сармометов, Илья Захаржевский, Дмитрий Стройкин, Андрей Батов, Тимур Сакун, Никита Овчинников, Анна Лобоцкая, Анастасия Джентилини, Сергей Батов, Никита Мареев, Михаил Коноваленков, Денис Лукин, Никита Худяков.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали о спектаклях малой сцены «Театра Терезы Дуровой»:
Дуууров! Маякоовский! Верблюююд!
Театриум закрывает сезон кутёжом, грабёжом, коварством и любовью
Театриум: путешествие в страну привидений
Подростковый возраст: трудности перехода
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
Как дети спасли Деда Мороза от скандала
Выморочный мир врача-морфиниста
Когда был Лютер маленький с кудрявой головой
Бабушки в подарок на женский праздник
Чеховская Kasсhtanka глазами ребёнка
Счастливые дни любви из жизни Ильи Обломова
Любовь и смерть Кости Треплева в Театриуме на Серпуховке
Девочка, которая мечтала улететь