Наконец-то смог купить билеты на бестселлер Театриума на Серпуховке «Переходный возраст». Спектакль аншлаговый, билеты раскупали и раскупают на полгода вперёд буквально в день их появления в кассе. Ещё одна сложность была в том, что у подростка, ради которого я охотился за билетами, был очень напряжённый график: учёба, тренировки, соревнования. От чудом забронированных билетов приходилось отказываться. И вот — спустя три года после премьеры — звёзды сошлись. Причём неожиданно помогла пандемия. Власти столицы вдруг поменяли ограничения на заполняемость зала с 25 процентов на 50 и в кассу театра выбросили дополнительные билеты. А выездные спортивные соревнования остались под запретом, поэтому дата спектакля совпала с выходным.
В спектакле заняты всего пять актёров, но жизнь на сцене бурлит и кажется, что персонажей намного больше: подросток-рассказчик, сын-переросток, папа, мама, девочка-мечта, какие-то тёмные личности, искушающие подростков, и даже… гормоны. Развеселило, как автор и режиссёр спектакля Ольга Сидоркевич обыграла расхожую при обсуждении этого возраста фразу: «Гормоны играют!» На сцену реально выбежали два игриво одетых «гормона» и принялись играть с подростком, осыпая его конфетти.
Ещё одним персонажем стала… дверь! Ведь именно в сердцах захлопнутая дверь частенько разделяет взрослеющего ребёнка и родителей и становится участником выяснения отношений: к ней обращаются на повышенных тонах и ждут от неё ответа, она превращается в водораздел, орудие обороны и нападения в семейных сценах. Без неё не обходится, пожалуй, ни одна форма подросткового протеста, различные этапы первой любви и, наконец, «хлопанье дверьми» и уход из дома. В какой-то момент участниками становятся и сами зрители, которым Папа и Мама (Борис Рывкин и Татьяна Калакина) показывают детские фотографии сбежавшего сына-переростка из семейного альбома: «Мальчика не видели? Здесь ему пять лет и мы ездили на море».
Интересны и объяснения подростка-рассказчика (Арсений Краковский): «Переходный возраст — это весна нашей жизни, бурное цветение и расцвет. Но весна — тяжелое время для аллергиков. Подростки способны вызывать тяжелые аллергические реакции у взрослых, которые при виде их задыхаются от негодования, и глаза их полны слез разочарования». В другой сцене он сравнивает переходный возраст с превращением гусеницы в бабочку, но без переходный фазы «окукливания», когда кокон скрывает от окружающих болезненные и пугающие подробности перерождения.
Потрясающе решена сцена возвращения подросшего «блудного сына» (Эмиль Рывкин) — она становится кульминацией бесконечных споров и ссор, воплощением взаимопонимания и примирения детей и родителей. Спектакль хорош для совместного семейного просмотра, ведь осмысление трудностей переходного периода происходит не только в процессе просмотра, но и при дальнейшем обсуждении увиденного. Показательна реакция зрителя-подростка на выходе из зала: «Зачотный спектакль, надо его маме показать!»
Что почитать на тему подросткового возраста: «Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы» Вержини Дюмон, «На стороне подростка» Франсуазы Дольто и «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте» Дэниела Сигела.