В «Театре Терезы Дуровой» прошла яркая премьера комедии Александра Островского «На бойком месте» режиссёра Ирины Пахомовой.
Возможно любителей этого «детско-семейного театра» удивит, что спектакль идёт с ограничением «16+», но ведь сама пьеса про «кутёж, грабёж, коварство, и любовь». Впрочем, сюжет этой пьесы Островского хорошо известен — её охотно ставят на театральной сцене, есть экранизации. Некоторое время назад мне удалось спросить Терезу Дурову о грядущих премьерах, она ответила, что она делает не премьеры, а «путешествия». С этим утверждением я вполне соглашусь, если речь идёт о ярких этнических спектаклях. Тереза Дуровой неоднократно отправляла своих зрителей в волшебные музыкальные путешествия в средневековую Англию в «Принце и нищем», карнавальную Италию в «Буратино», красочную Индию в «Маугли», загадочную Японию в «Японской сказке. Меч самурая», а также средневековую Европу в «Спящей красавице», загадочный арабский Восток в «Волшебной лампе Аладдина» и языческий мир древних северных народов в «Волшебной мельнице Сампо». И это в полной мере относится к грядущей премьере-путешествию «Вересковый мёд».
Но, честно сказать, к спектаклю по Островскому я эту фразу не относил. А зря. На премьере спектакля «На бойком месте» я сразу вспомнил, что Островского называли «Колумбом Замоскворечья», который открыл для читателей и зрителей новый, не известный ранее мир. Кстати, он же создал и открыл сказочную страну, берендеево царство, в своей «Снегурочке». Поэтому в Театриуме его пьесу ставили именно как путешествие на малую родину Островского — Замоскворечье и странствие по России в целом. Музыкальным проводником в русский мир Островского в Театриуме стала легендарная Инна Желанная. И конечно же при создании этнического и фольклорного содержания спектакля привлекли талант ещё одной легенды, известного собирателя российского фольклора Сергея Старостина. В спектакле звучат его песни «Не было ветру», «Через садик», «Душа», «А в лугах» и «Когда молод был». В создании удивительного мира Островского на сцене Театриума приняли участие художник-сценограф, народный художник России Мария Рыбасова, художник по костюмам Ирина Новичкова, художник по свету Денис Гришин и хореограф-постановщик Артур Ощепков.
То, что делал на сцене удивительно талантливый и «синтетический» актёрский коллектив, трудно передать словами. Боюсь даже выделить кого-то, потому что это удивительно слаженная, ансамблевая работа: Павел Повалихин, Владимир Седлецкий и Пётр Королёв, Наталья Самсонова, Дарья Лукьянченко, Сергей Батов, Евгений Мишечкин, Егор Комаров, Павел Никитченко, Павел Мальцев, Михаил Бубер. Невозможно было глаз отвести от Натальи Самсоновой и Дарьи Лукьянченко, которые вели линии женского соперничества, любви, интриг и козней. Евгений Мишечкин бесподобно вёл линию разгула русской души, его «дефиле с пьяной табуреткой» доводило зрителей до колик, а его сальто мортале и другие «смертельные» цирковые трюки заставляли порой замирать от восхищения и… испуга. Признаюсь, что у меня после весьма смелых акробатических трюков знакомых по «семейным» спектаклям артистов несколько раз возникала крамольная мысль: вы бы поосторожнее там с цирковыми трюками, они ведь и драматические артисты великолепные и поют волшебно! Уж поберегите наши «сокровища», ведь нам на этих вокалистов в других спектаклях ещё детей водить!
Режиссёр Ирина Пахомова сумела на небольшой площадке малой сцены создать удивительную «шкатулку с секретами», кардинально меняющую сценографию и расстановку сил добра и зла. Быстрая смена вертящихся панелей, открытие и захлопывание дверей временами напоминают соревнования по скоростной сборке кубика Рубика — каждый собирает свой кубик, а в результате участвует в создании общей картинки.
Спектакль играется очень азартно, на кураже, я бы даже сказал самоотверженно, и удивительно профессионально. И танцы, и песни, и трюки — всё исполняется в живую и с большой охотой. Это спектакль, который надо смотреть обязательно. И не только из уважения к великому драматургу. Хочется пожелать спектаклю долгой жизни и счастливой судьбы. Говорю это потому, что спектакль безусловно полюбится зрителю, но он с трудом вписывается в критерии оценки различных фестивалей и конкурсов. Это не мюзикл, не «цирковой театр», не театрализованное шоу, и это намного больше, чем музыкальный драматический спектакль. И это надо обязательно смотреть, чтобы составить своё мнение…