В Театре Терезы Дуровой поставили феерический спектакль о поэте Владимире Маяковском — «Без галош элегантнее». Режиссёр Тереза Дурова создала спектакль удивительный – в нём нет Маяковского как такового. Есть его стихи, которые читают сразу пять актёров: Руфат Акчурин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин, Георгий Шабанов. Впрочем, одновременно они же читают стихи Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Бенедикта Лившица, Алексея Кручёных. Это одна актёрская команда, которая воплощает даже не образ поэта, а его дух и наше зрительское восприятие Маяковского, его эпохи.
Вторая команда, которая сделала на сцене Театра далеко не один спектакль, это художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по костюмам Виктория Севрюкова, и композитор Сергей Кондратьев. Сергей Кондратьев придумал музыку и привнёс на сцену свой джазовый ансамбль. Художники придумали броский дизайн сцены-трансформера с заходящим в зал языком-подиумом, с иголочки одели и обули в костюмы той эпохи актёров. Творческие отношения у этого коллектива сложились давно, но особенно важна совместная работа над спектаклем «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Именно тогда они нашли ещё одного коллективного члена творческой команды – Музей Маяковского. Собирая материал для познавательного фильма о Мексике, Тереза Дурова нашла нить, связывающую нас с мексиканской культурой: Маяковский был в Мексике, привез оттуда друзей, другое понимание мира. В лице сотрудников Музея Маяковского Театр нашёл единомышленников и неисчерпаемый источник информации о поэте, который открылся с ранее неизвестной стороны… Как призналась Тереза Ганнибаловна: «В музее я впервые держала в руках дневники, которые Маяковский вёл, возвращаясь на пароходе из Мексики…»
И, конечно же, на создание спектакля повлияло упоминание о знакомстве с Маяковским «циркача» Владимира Леонидовича Дурова. Да, это тот самый знаменитый дрессировщик, который создал «Уголок Дурова» и стал основоположником династии, родственник художественного руководителя и главного режиссёра «Театра Терезы Дуровой» – брат прадеда. В спектакле оно промелькнуло буквально одной фразой о мальчишках, которые бежали за санями и кричали: «Дуууров! Маякоовский! Верблюююд!..» Поэтому стоит отвлечься и поискать воспоминания художницы Евгении Ланг, которой когда-то увлекался Маяковский и которая вдохновила его на занятия живописью. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и познакомился с Давидом Бурлюком, который и сделал его поэтом-футуристом.
Вот просто волшебная картина поездки на верблюде по заснеженной Москве из воспоминаний Евгении Ланг.
«Но тут приехал Дуров. Он приехал за нами на своих высоких санях, таких легких, что они казались висящими в воздухе. Великолепный белый верблюд с холеной шелковой шерстью был в них впряжен. Он, казалось, отдавал себе отчет в своей элегантности и гордо поднимал свою красивую голову. Маяковский и я уселись на узеньком сиденье, на котором держаться было не за что. Мы точно повисли в воздухе. Дуров занял место кучера, Маяковский обнял меня за талию, прижал к себе. «Не бойся, — прошептал он, — я тебя держу крепко».
Вот из таких намёков, картин и эпизодов, часто остающихся за кадром, соткан весь спектакль. А можно сказать не соткан, а раскроен и пошит неведомым портным как очередной костюм Маяковского. И хронология здесь совсем не соблюдается, вместо хронологии повествование ведёт джазовый ритм. Этот эпизод с верблюдом напоминает о том периоде в жизни Маяковского, когда он ещё был на распутье, искал кем ему стать, чтобы завоевать «мировую аудиторию». Он мог быть революционером, художником, а стал поэтом. Но спектакль не об этом, он про любовь и о поисках любви… И все эти галстуки немыслимых расцветок, эти пошитые на заказ твидовые костюмы, начищенные до блеска кожаные туфли – это всё подготовка к самому важному свиданию с той главной и единственной Женщиной, которую поэт искал всю жизнь…
Еще больше материалов о Театре Терезы Дуровой в нашей рубрике «Театриум на Серпуховке»
Текст и фото: Сергей Щенников