Сразу три спектакля представил на своей сцене «Театриум» Терезы Дуровой в первый день голландского сезона фестиваля «Гаврош». Всего же 13-й сезон собрал 13 спектаклей из 13 театров!
Открывающим спектаклем считается «Мартин Лютер Кинг», приехавший из театра «Кракелинг» в Амстердаме. Казалось бы, где Голландия, а где мы, и где американский штат Алабама с его расизмом, сегрегацией, ку-клукс-кланом и убийством негров, отказавшихся уступить белому место в автобусе. «Расизм — это не наша и не ваша проблема, — сказала перед спектаклем советник по культуре Посольства Королевства Нидерландов в России Янет Веррейзер, — но она очень важная для понимания сегодняшней ситуации в мире».
Казалось бы, увлекательно рассказать нынешним московским школьникам о событиях в США более чем полувековой давности, да ещё на голландском языке, просто невозможно. Но создатели спектакля сделали потрясающий ход: они представили проблему расового неравенства глазами шестилетнего чёрного мальчика, которого отец повёл в магазин покупать ботинки перед началом учебного года. Мальчика с отцом выгнали, потому что магазин предназначен для белых, которые не станут покупать обувь, если за неё подержались чёрные. А исполнять роль маленького Мартина Лютера они пригласили юного зрителя — прямо из зала, чтобы унижение чернокожего ребёнка стало понятным и сегодняшним школьникам, пришедшим на спектакль. И это сработало. Когда голландцы в роли чернокожих американцев призывали поддержать бойкот автобусных линий в штате Алабама, то зрители были на их стороне, а когда «чёрные активисты» позвали их поддержать Мартина Лютера Кинга и принять участие в походе на Вашингтон, то зрители встали со своих мест. Я ни разу не видел опустевшего задолго до окончания спектакля зала в «Театриуме». Но в этот раз зал был практически пуст — все вышли на сцену, чтобы вместе с чернокожими американцами идти на Вашингтон и требовать равноправия для всех граждан независимо от цвета кожи. «Ik heb een drom!» — обратился к ним голландский Мартин Лютер Кинг, — «У меня есть мечта!..»
Театр из Гронингена в спектакле «Музыка из-под лестницы» рассказал историю о людях и зверях, живущих под одной крышей рядом друг с другом, но чужих, непонимающих своих соседей. Чем-то эта история напомнила отечественный мультфильм «Каникулы в Простоквашино» — такое же полное непонимание между родными людьми и зверями. И такой же почтальон, разносящий странные письма странным жителям. Дети настолько прониклись горестями и радостями нелепых обитателей этого дома, что после спектакля не расходились, а отправились в фойе писать им письма. Порыв этот был настолько массовым, бланки для писем так быстро расхватывали, что я решил спросить Янет Веррейзер, как театр в далёком Гронингене справится с мешками писем на русском языке, ведь с учётом всех данных в Москве спектаклей их получится не меньше трёх-четырёх тысяч. «Они справятся, — убеждённо ответила Янет, — наймут переводчиков, привлекут добровольцев, но обязательно ответят каждому ребёнку!»
Третий спектакль прошел на улице в небольшом разноцветном шатре во дворе «Театриума». Это был театр одного актёра, который разыграл 10-минутный спектакль «Глубоко-глубоко», в буквальном смысле перевернув всё с ног на голову.
Открывая фестиваль, организаторы успели только познакомить нас с театрами-участниками и огласить список спектаклей. А впереди ещё десяток необыкновенных спектаклей в разных московских театрах и неделя времени, чтобы успеть их все посмотреть.
Текст и фото: Сергей Щенников