Этой встречи с поющими пенсионерками зрители «Театриума на Серпуховке» ждали несколько лет. На следующий сезон после громкой премьеры, которая состоялась ещё в мае 2012 года, спектакль Терезы Дуровой «Баба Шанель» по популярной пьесе Николая Коляды был снят с афиши. В театре запускались новые премьеры, а у «Бабы Шанель», задуманной как камерный спектакль, не было своей постоянной площадки. Малую сцену для этого спектакля каждый раз воздвигали на большой сцене за занавесом. И вот теперь, когда Театриум построил и освоил постоянную малую сцену, пришло время вернуть спектакль. В Театриуме решили приурочить возвращение спектакля к женскому празднику 8 марта, чтобы сделать приятный подарок зрителям и зрительницам.
Формат спектакля, приуроченного к празднику, внёс определённые коррективы в процесс возрождения спектакля. В кинематографе уже устоялся жанр «рождественского фильма», а в Театриуме, например, уже прижился жанр «рождественского спектакля». Им стала сказка Маршака «Двенадцать месяцев», которую здесь играют только в новогодние каникулы, ну или в период от Рождества до Рождества. Начиная от рождества католического и заканчивая к православному рождеству. Теперь, будем надеяться, в театре обзавелись «восьмимартовским спектаклем».
Что же изменилось в «Бабе Шанель» в переложении в формат «праздничного женского спектакля»? Конечно же, сам комплект старушек не изменился со времени первой премьеры. Это и 90-летняя матерщинница Капитолина, полуслепая «бомбила» Нина 75-ти лет, почти-русская поэтесса Сара Абрамовна 85-ти лет, семидесятилетняя бывшая прима кордебалета с административными наклонностями Тамара, шебутная, несмотря на свои 80 лет, Ираида… И даже играют их уже полюбившиеся зрителям в этих ролях актрисы: Юлия Юнушева, Ольга Надуваева, Елена Астафьева, Анастасия Тюкова, Татьяна Калакина.
Правда, единственного мужчину на сцене — худрука певческого коллектива Сергея Сергеевича — играет теперь другой артист. Бесподобного в этой роли Руфата Акчурина заменил замечательный Даниил Исламов, которого зрители-мужчины за глаза именуют «Маратыч», а зрительницы называют его с придыханием — «Да-аня-а»… Надо ли говорить, что он играет в Театриуме Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта». И когда этот «любимчик женщин» начинает вдруг по ходу пьесы играть «злого худрука», то рисунок роли непроизвольно смягчается, а у зрителей подспудно появляется надежда, что всё в коллективе наладится, взбунтовавшихся бабушек простят, психанувший худрук вернётся в дружный коллектив и найдёт компромисс. А вот Розу Николаевну, пятидесятилетнюю «молодуху», играет всё та же Маргарита Белкина. Но её рисунок роли заметно поменялся. Её Баба Шанель стала более гротескной, вызывающе враждебной к главным героиням, менее женственной. Она словно напрашивается, чтобы ей устроили коллективную обструкцию, «поиск пятого угла». Чем старушки с удовольствием и занимаются — тычками и пинками отправляют неугодную им Бабу Шанель на поиск «пятого угла», демонстрируя победу гордой и дружной старости над злобным административным ресурсом. Женская солидарность — это великая сила, независимо от возраста женщин и места их нахождения: в детском саду, в рабочем коллективе или старческой богадельне вроде ансамбля русской песни «Наитие» при доме культуры Всероссийского Общества Глухих.
На мой взгляд, эти и другие, ещё менее заметные изменения сделали этот спектакль более мягким, добрым, более «женским» и праздничным. Вторая премьера спектакля прошла с аншлагом и явно удалась. Зрители очень близко к сердцу принимали все перипетии закулисной жизни пожилого творческого коллектива и с трудом дождались поклонов, чтобы искупать исполнителей в бурных аплодисментах и задарить цветами. Остаётся только надеяться, что начатая в Театриуме традиция отмечать женский праздник этим замечательным спектаклем о неугомонных, несломленных женщинах продолжится. А зрители поддержат традицию дарить своим любимым женщинам замечательные театральные впечатления на Восьмое марта. Ведь цветы завянут, а впечатления от спектакля останутся надолго.
Текст и фото: Сергей Щенников