Уже несколько дней подряд я мысленно «пересматриваю» и «переслушиваю» спектакль «Фортуна» по одноименной пьесе Марины Цветаевой. В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой его поставили молодые режиссеры Елизавета Шахова и Иван Рябенко – выпускники Оперно-драматической студии Ивана Поповски. Спектакль получился очень яркий и запоминающийся, как музыкально так и визуально.
Для начала я переслушал саму пьесу Марины Цветаевой. После музыкального спектакля по Цветаевой читать текст уже не смог, взял и переслушал несколько аудио книг, чтобы ощутить мелодику цветаевского стиха. Потом посмотрел несколько подборок картин художников эпохи французской королевы Марии-Антуанетты. Пересматривал свои публикации о спектаклях Театра Камбуровой, о театральных постановках Марины Цветаевой. Можно сказать, искал разные тропиночки к этому волшебному спектаклю.
Мне повезло, что именно к этому спектаклю у меня был проводник — PR-агентство «Три сестры». К знакомству и погружению в премьеру «Фортуны» они подошли творчески. Первую презентацию премьерного спектакля «Фортуна» по пьесе Марины Ивановны Цветаевой они провели в книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках своего проекта «Территория спектакля». Героем встречи стала
Галина Алексеевна Данильева — известный цветаевед, поэт, лауреат цветаевской Премии и старший научный сотрудник Дом-музей Марины Цветаевой. Она же провела экскурсию по Дому-музею Цветаевой в Борисоглебском переулке во время второй встречи. Именно здесь в доме-корабле в Борисоглебском переулке Марина Цветаева писала замерзающими чернилами пьесу о любимце Фортуны.
Здесь же в формате пресс-завтрака прошла встреча с создателями спектакля. Молодые режиссеры Елизавета Шахова и Иван Рябенко рассказали о том, как возникла идея постановки. Они однокурсники, выпускники Оперно-драматической студии Ивана Поповски. Режиссёры, кстати, подсказали как правильно произносится его имя с ударением на первом слоге: И́ван Попо́вски. Когда-то давно полюбившийся россиянами македонец ставил в коридорах родного ему ГИТИСа спектакль «Приключение» по пьесе Цветаевой, посвящённой одному из двух её самых любимых героев — Джакомо Казанова. Его спектакль «Приключение» получил в 1992 году премию «Гвоздь сезона». Эту постановку увидела первокурсница Елизавета Шахова и решила, что когда-нибудь поставит пьесу, посвящённую второму любимчику Цветаевой — Арману-Луи графу Бирону-Гонто, герцогу Лозэну. Как признавалась Марина Цветаева: «Лозэна и Казанову (т. е. «Фортуну» и «Приключение») я люблю абсолютно, ни строчки вычеркнуть!».
Олег Синкин — музыкальный руководитель, пианист, композитор и один из создателей Театра — рассказал о музыке, которая прозвучит в спектакле. Это барочные композиторы Марэ, Рамо, Россини, а также сам Синкин, сочинивший основные композиции для героев пьесы. Также были представлены актеры: Алексей Гиммельрейх (Граф Лозэн), Евгения Курова (Госпожа Фортуна), Ольга Тенякова (Княгиня Изабэлла Чарторийская). А закончилась встреча в Доме-музее «цветаевским» яблочным пирогом по рецепту сестёр Цветаевых времён их проживания в Тарусе и бокалом розового (!) шампанского. Естественно, «Три сестры» при этом напомнили о стихотворении Марины Цветаевой: «Шампанское вероломно, А всё ж наливай и пей! Без розовых без цепей Наспишься в могиле тёмной!..»
И, наконец, пресс-показ в Театре под руководством Камбуровой. В камерном, чёрном пространстве Театра художник Ирина Пинова (Ютанина) продемонстрировала яркие, воздушные декорации и костюмы. Художник по свету Антон Литвинов вместе Ириной Пиновой создавал сказочные чертоги, королевские покои, темницу и эшафот буквально из ничего — из дуновения ветра и шелковой ткани. Это праздник для визуала. Особую визуальную ноту придавали розы, то в букете, то по одной, но разного цвета. Не буду портить удовольствие спойлерами, но каждый цвет имеет своё значение — от невинного до рокового. Аудиалы получат наслаждение от волшебных, ангельских голосов и живой музыки. А квартет скрипки, виолончели, флейты и фагота доставит удовольствие и тем, и другим. Их музыка, и костюмы просто бесподобны. И обязательно приобретите программку — она понравится и кинестетикам и дигиталам. Без неё, пожалуй, сложно будет разобраться в «донжуанском списке» Лозэна (пять или семь), потому что все женщины на сцене божественно красивы.
Казалось бы, при входе в зал роль проводника «Трёх сестёр» закончилась. Но невольно вспомнились их предыдущие работы, когда они представляли другие театральные постановки. Например, Евгению Курову (Госпожу Фортуну) я видел на представленной «Сёстрами» премьере спектакля Гульназ Балпейсовой «Случайные встречи» по текстам Бунина на Другой сцене московского «Современника». Тут же память услужливо напомнила, что на этой же сцене, где сегодня играют «Фортуну», несколько лет назад Гульназ Балпейсова поставила удивительный мюзикл по новелле Стефана Цвейга «24 часа из жизни женщины». И в нём играли Ольга Тенякова и Анна Комова. (Извините, барышни, не сразу узнал вас — «цвейговских» — в париках и гриме времён королевы Марии-Антуанетты). Но парики на них и на Евгении Куровой перекинули мостик к спектаклю режиссёра Ивана Поповски «TERRA ГУЭРРА. Каприччио», где они также играли в париках. И также вспомнилась «рука художников» Ирины Пиновой и Антона Литвинова, которые оформляли тот спектакль Ивана Поповски. Кстати, всего Иван Поповски создал в Театре Камбуровой семь спектаклей.
Вот такая волшебная сила искусства. Кстати, на рингтон своего телефона я уже поставил задорные песни в исполнении вокального ансамбля «ТеАмо». Потому что Яндекс успел напомнить мне, что вне Театра Евгения Курова поёт квартетом с ещё тремя другими ангельскими женскими голосами. Такие вот ассоциации. На всякий случай даю ссылочку на сайт группы: http://teamoband.ru/ А то вдруг попадёте на сайт знакомств, тоже теамо : )
Ещё неизвестно какими ассоциациями аукнется розовое шампанское и «цветаевские пироги»…
Что «Вести Москвы» писали ранее о Театре Елены Камбуровой:
Фантазии о золотой эпохе итальянского кино глазами Тонино Гуэрры
«Терра Гуэрра»: виртуальное путешествие театра Камбуровой
Военно-полевой роман на станции Турдей
«Фортуна» в Доме-музее Марины Цветаевой
Премьера «Фортуны» в Театре Камбуровой
Не хочете ли разделить компанию?
Что «Вести Москвы» писали о Цветаевой на театральной сцене:
Царь-девица Цветаевой в театре Виктюка