Премьера спектакля Гульназ Балпейсовой «Случайные встречи» по текстам Бунина пройдёт на Другой сцене московского «Современника» 16 и 18 июня. За день до премьеры прошла пресс-конференция и первый показ. Проект Гульназ Балпейсовой — первый результат работы режиссёрской лаборатории «Хочу как О.Н.», организованной в «Современнике» к 95-летию со дня рождения основателя театра Олега Ефремова, рассказал директор театра «Современник» Юрий Кравец. По итогам лаборатории три из шести эскизов были приняты для доработки до полноценных спектаклей. Помимо «Случайных встреч», в репертуар войдут постановки Сергея Тонышева и Лейлы Абу-аль-Кишек. Как признались молодые режиссёры после долгого выбора и сомнений они выбрали к постановке «Чагина» Водолазкина и «Над пропастью во ржи» Селинджера соответственно.
В основе спектакля «Случайные встречи» — рассказы «В Париже», «Мадрид», «Солнечный удар», «Ида» и «Памятный бал», а также фрагменты «Окаянных дней». Над инсценировкой вместе с самим режиссёром работала Мария Петерс. Премьера — это не просто компиляция новелл, сюжеты здесь переплетаются и становятся единой историей: «Границы рассказов размыты. Бунинские персонажи с лёгкостью вторгаются здесь в чужие истории, а разные сюжеты сливаются в один. Место действия — универсальная точка, пристань для встреч и расставаний: то ли ресторан, то ли гостиница, то ли вокзал… Воля случая — вот то, что объединяет персонажей этой истории. Они, как и мы все, выбирают друг друга не случайно. Почему именно он? Почему она? Каждая встреча, из которой прорастает любовь, кажется нам результатом цепочки чудесных совпадений. Но на самом деле это выбор, который предопределён всем предшествующим ходом жизни».
Как объясняла режиссёр, — «Самый главный бунинский посыл, который мне открылся в работе над спектаклем, – спешите любить. Герои Бунина, так же, как и мы, часто к такому явлению природы, как любовь, просто не готовы и даже боятся. Да, любовь – большой риск. Но есть риск гораздо больший – отказать себе в этом чувстве».
Первый показ спектакля получился немного нервным, но невероятно захватывающим. Интригой стал ответ Гульназ Балпейсовой на вопрос о самых любимых её героях Ивана Бунина: «У Бунина я люблю всех, но особенно тех, кого убили…»
Связующим персонажем для всех новелл стала молодая, бесхитростная проститутка Полина. Она ходит между персонажами Бунина мужского пола, задавая один и тот же профессиональный вопрос: «Не хочете ли разделить компанию?» От сцены к сцене напряжение повествования плавно нарастает. Поиски любви и любовные сцены драматизируются стремлением русского характера не просто дойти до предела, но и преодолеть его с чрезмерным избытком. Если уж стреляться от несостоявшейся любви, то с двух рук, из двух револьверов, в оба виска. О таких потрясающе крутых спектаклях как эта премьера в «Современнике» у нынешних зрителей принято говорить: «Снос башки и вынос мозга». Но авторы этих выражений, мемов по-нынешнему, явно не подозревали, что это может быть настолько буквально…
На сцене собрался великолепный ансамбль из артистов разных поколений: Сергей Юшкевич, Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин, Евгения Курова. Очень интересна работа известного художника по свету Нарека Туманяна. Декорации Сергея Австриевских отражают задачу режиссёра — создать универсальное место для встреч и расставаний: синтез гостиницы, ресторана, вокзала, пристани, парохода. Композитор Олег Синкин, музыкальный руководитель театра Елены Камбуровой, сочинил такую же универсальную музыку, подходящую под настроение каждого из героев и для автора в целом.
Вывод после первого просмотра — смотреть обязательно, не откладывая. Этот спектакль хорош как молодое вино - пока он шипуч и на нерве. Общее настроение писателя Ивана Бунина он передаёт, оставляет долгое послевкусие и желание перечитать по отдельности каждый из рассказов, вошедших в постановку…
Текст и фото: Сергей Щенников