Пятница 13-го. Именно в этот день, 13 января начались московские гастроли «Коляда-Театра» на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном».
Открывающим спектаклем стал премьерный «Тарас Бульба». Гоголя Коляда любит настолько сильно, что уже готовую гастрольную афишу пришлось немного прорядить, чтобы давно ожидаемые гастроли Николая Владимировича не превратились в театральный фестиваль Николая Васильевича. Сняли из афиши уже виденный москвичами «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», чтобы поставить свеже премьерный спектакль «Сорочинская ярмарка». Но кроме этих двух гоголевских театр привёз «Ревизор», «Женитьбу» и «Мертвые души».
Николай Владимирович не обманул ожиданий своих многочисленных поклонников: «Тарас Бульба» получился фееричным, очень шумным и густо населённым, но в тоже время очень философичным и патриотичным. Коляда вообще известен своим бережным отношением к текстам классиков, и здесь Николая Васильевича он цитировал огромными кусками. Некоторые монологи звучали на грани сценического шепота и зрители замирали, чтобы не пропустить ни одного слова. Современные дополнительные тексты были музыкальными, потрясающе звучала горькая бабья песня «А не кончится война, не выйдет замуж ни одна». Про актёров много сказать не могу. Наверное потому, что не видел екатеринбургскую труппу два, если не три, года, да и осложнения после ковида ослабляют память : ) Сразу узнал только легендарную Тамару Зимину (дай ей бог здоровья и творческого долголетия), а Максима Тарасова раньше определял по габаритам в массовке, да и здесь они пришлись как нельзя кстати. Нужно поздравить его с заглавной ролью Тараса Бульбы. Молодец!
Всего же в афише 32 спектакля, среди которых 10 премьер, включая такие как «Анна Каренина», «Зеленый палец», «Не включай блондинку», «Рогатка».
Ковидный театральный карантин привёл к тому, что на нынешние гастроли Коляда-Театр привёз совсем незнакомые москвичам премьеры. А ведь когда-то московские театралы как повитухи пестовали и «принимали роды» практически всех его премьер. Москвичи приходили на читки пьес Коляды и уходили, сжимая в руках подаренные актерами копии пьес со следами карандашных отметок. И ждали год возвращения пьесы полноценным спектаклем. Так было с пьесой Николая Коляды «Скрипка, бубен и утюг», когда актёры и зрители сидели на одинаковых стульях в фойе театрального центра «На Страстном» и вместе вживались в жизнь посетителей захолустного кафе на окраине городка Дощатова. Кроме спектакля «Скрипка, бубен и утюг» на сцене театрального центра из «золотого фонда» Коляды-Театра будут играть и «Дыроватый камень», также знакомый по читкам в фойе этого Центра.
Поскольку о театре Коляды я пишу с 2013 года, то ко мне часто обращаются с вопросом: «Что нужно смотреть у Коляды?» Новинки я не смотрел, поэтому могу порекомендовать только из того, что смотрел сам раньше. Николай Владимирович — замечательный драматург, его не зря называют «живым классиком» и «солнцем русской драматургии». И ещё он необычайно талантливый режиссёр, поэтому — как драматург и режиссёр — он замечательно ставит на сцене сам себя. На мой взгляд нужно смотреть культовый спектакль Николая Коляды «Баба Шанель», его играют во многих театрах в разных интерпретациях, есть даже в жанре озорного девичьего бурлеска, поэтому обязательно нужно посмотреть постановку в оригинальном, екатеринбургском исполнении.
В своё время меня едва не до слёз довёл его спектакль «Большая советская энциклопедия» с Ириной Ермоловой. Не знаю, правда, удалось ли найти ей достойную замену.
Из обращений Коляды к классикам, опять же на мой взгляд, нужно смотреть чеховский «Вишнёвый сад» и лермонтовский «Маскарад». Из советской классики очень хороша «Оптмистическая трагедия» Всеволода Вишневского. Настоятельно рекомендую «попробовать комиссарского тела». Это шедевр!
И, конечно же, это советы для начинающих зрителей. Те, кто втянулся и полюбил театр Коляды, дальше будет выбирать сам. Кто-то пойдёт на «тихие, малонаселённые истории из жизни», типа уже упомянутых «Скрипка, бубен и утюг», «Дыроватый камень», «Большая советская энциклопедия». Кому-то понравятся большие шумные спектакли с обязательными танцами-камланиями и хороводами из двери в дверь. (Двери вместо занавеса — это фирменный стиль екатеринбурского театра). Кто-то будет восхищаться талантливым использованием «нищебродского» реквизита. Белые пластиковые стаканчики для изображения цветущего «Вишневого сада» — это уже классика! Сам Николай Коляда как-то образно поделил свои спектакли на «белый хлебушек» и «чёрный», и, соответственно,» зрителей — на любителей белой сдобы и чёрствой черняшки. Для себя к «жёсткой черняшке» я бы отнёс замечательные спектакли по Шекспиру — «Ричард Третий» и «Гамлет».
Дерзайте! Билетная касса Театрального центра «На Страстном» вам в помощь!
Что «Вести Москвы» писали о гастролях Николая Коляды:
Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?
Гоголю — гоголево, зрителю — зрителево
Когда драматург, актёр, и зритель сидят на одних и тех же стульях
Московский парад Баб Шанелей Николая Коляды
«Фальшивый купон»: эстафета зла и просветления
Может в Екатеринбурге метро короткое?…
«Маскарад»: Душ непорочных нету…
Ещё больше о творчестве Николая Владимировича Коляды «Вести Москвы» писали в рубрике «Николай Коляда».