На большой сцене Театра Российской Армии состоялся пресс-показ спектакля «Капитанская дочка» по повести А.С.Пушкина. Знакомый со школы сюжет представлен в новом прочтении. По версии режиссёра спектакля Павла Сафонова, Пётр Гринёв, прожив долгую жизнь, похоронив супругу, вспоминает свою молодость. Такой подход требует кинематографического построения: главного героя Петра Гринёва играют два актёра — в старости (заслуженный артист России Николай Козак) и в молодости (в состав Максим Чиков и Дмитрий Ломакин). Изложение сюжетной линии пушкинской повести тоже стало по-киношному вольным. Так на театральной сцене используются «флэшбэки» — временное прерывание сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого. На киноэкране «возрастной» герой обычно уступает место молодому, но огромная сцена театра позволяет оставлять обоих. Николай Козак продолжает вести повествование, включается в действие и снова уходит в тень. Время течёт нелинейно, диалоги актёров легко превращаются в полилоги, где роль говорящего переходит от одного лица к другому.
Эти же приёмы используется и для других пушкинских персонажей. Императрица Екатерина пишет свое письмо о Пугачёве французскому просветителю Франсуа Вольтеру, а параллельно идут сцены бунта и казней, иллюстрируя предшествующие письму события. То есть хронология и география трактуются весьма вольно и кинематографично. Как говорил французский кинорежиссёр Жан-Люк Годар, в фильме должно быть начало, середина и конец, но не обязательно в этом порядке.
Такой современный приём — поток воспоминаний, живущий по своим законам, растворяется на огромной сцене, где очень убедительно воссоздана атмосфера прошлой жизни — заметающий бесконечные просторы снег, жаркая печка, спасающая от мороза. Ранее Павел Сафонов ставил на широкой сцене театра «Русская песня» спектакль «Бедность не порок» А.Н. Островского, где сумел передать русский размах и простор.
Сценография художника-постановщика Дмитрия Разумова поддерживает «киноподход» в духе «истерна». Открытое пространство сцены ограничено только в глубине аморфной структурой, которая напоминает огромный сугроб, наметённый бураном в бескрайних степях, где стоит Белогорская крепость. Декорации довольно аскетичны, они появляются, исчезают и легко трансформируются, заметаемые снежной метелью. Своеобразной «точкой сборки» служит сабля, воткнутая в деревянный брус на краю сцены и зрительного зала. Она символизирует и призыв беречь честь смолоду, и офицерскую честь и казацкую вольницу. Художник по костюмам Евгения Панфилова, хореограф Павел Ивлев, художник по свету Руслан Майоров также поддерживают романтическую условность и кинематографичность спектакля.
Роли в спектакле исполнят ведущие артисты Театра Армии разных поколений: императрица Екатерина II — народная артистка России Ольга Богданова, Савельич — народный артист России Александр Дик и заслуженный артист России Сергей Селин, Пугачев – Вячеслав Разбегаев, Капитанша – Мария Голубкина. Машу играют в состав Екатерина Шарыкина и Карина Балашова.
«Капитанскую дочку» Пушкина мы все проходили в школе, но режиссёр Павел Сафонов сумел показать, что повесть Пушкина куда сложнее и глубже, чем принято было считать, заставляет вернуться и перечитать её другими глазами. И спектакль стоит посмотреть уже ради этого.
Текст и фото Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» ранее писали о Театре Российской Армии:
Сватовство Кречинского с корабельной рындой и розовым пианино
Свадьба Кречинского в Театре Армии
Театр Армии снимает кино по Зощенко
Не может быть: три рассказа Зощенко в одном спектакле
Театр Армии пригласил журналистов на репетицию премьеры
Как швед Нильс Хольгерссон закрыл гештальт с помощью диких гусей
Старшина Васков и Рита Осянина запели на китайском
«А зори здесь тихие»: российская премьера китайской оперы