Художественный руководитель Московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский поставил спектакль по пьесе Андрея Платонова «Голос отца». Перед премьерой он провёл прогон спектакля для тех, кто знаком с творчеством писателя и самого режиссёра. Это дало возможность обсудить спектакль и его восприятие зрителями. Пьеса «Голос отца» была написана в 1938 году, но была опубликована в ташкентском журнале «Звезда Востока» в 1967 году, а до того ходила по Москве в виде «самиздата». Марк Григорьевич– первооткрыватель Платонова. В 1996 году он поставил сатирическую комедия «Город Градов» с актерами студии МГУ «Наш дом», а в 1970-е, в Литературном музее – спектакль «Голос отца».
В своей пьесе Андрей Платонов в ремарках указывал: «Кладбище. Железная низкая решетка. За решеткой у изголовья могилы – вертикально поставленный тесаный камень, с надписью: «Александр Спиридонович Титов. Инженер. Продолжатель дела Уатта и Дизеля. Скончался в 1925 году, жития его было 38 лет и 3 месяца. Мир праху твоему, великий труженик для облегчения участи людей»… Появляется Яков, юноша лет девятнадцати-двадцати. Он входит за решетку, на могилу отца. Молчание. (В дальнейшем идет диалог между сыном, Яковом, и отцом его, говорящим через сердце Якова, – голосом, однако, того же сына; т. е. Яков говорит, спрашивает и отвечает сам себе; но в голосе сына и отца есть все же разница, хотя эти два голоса и принадлежат одному реальному человеку – Якову, и «голос отца» по существу голос того же Якова. Играть на сцене «голос отца» другому актеру не следует, потому что это будет грубой художественно ошибкой…»
Суть пьесы состоит в разрушении памяти и связи с предками, с теми, кто создавал этот мир. Без уважения к прошлому, нет настоящего. Через память об отце главный герой налаживает
сокровенные связи с тем миром, который хочет сделать своим, но неожиданно приходит человек с лопатой и ломом и разрушает эту связь с предками, превращая людей в «манкуртов», потерявших
исторические корни. Первая встреча со зрителями прошла в полной тишине зала. Такое встречается нечасто. Почти полтора часа без антракта зрители смотрели и слушали каждое слово не шелохнувшись. Александр Чернявский великолепно играл Якова и он же озвучивал — по замыслу Платонова — Голос отца. Илья Собакин играл бывшего служащего Стройразбортреста. Богдан Ханин играл Милиционера. Актёрам и создателям спектакля удалось удержать внимание к каждому слову, передать драматургию и накал пьесы, «замороженной» на восемьдесят лет.
Голос отца: «Мой отец родил меня и велел быть только добрым и терпеливым. А я хотел, чтобы ты стал знающим и смелым. Но ты должен теперь стать мудрым и счастливым. Ты должен быть моим идеалом!..»
Пьеса Платонова вернулась на сцену в другое время, когда по другому воспринимаются и его тексты и факты биографии. Так, прогон переносился из-за объявленного в Москве траура. Но для создателя спектакля остались «правота сердца» и тексты Платонова, которые достаточно прочитать один раз, чтобы потом возвращаться к ним снова и снова. После просмотра спектакля захотелось прочесть пьесу (сейчас она доступна в интернете), другие произведения Андрея Платонова. И даже взяться за отложенную книгу «Авиатор» Евгения Водолазкина, автор которой оставляет явные намёки на связь между замороженным героем с говорящей фамилией Платонов.
Фото: Наталья Романова