12 апреля в Портретном фойе МХТ им. А.П. Чехова пройдёт презентация книги «»Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913».
Исследование посвящено знаменитому спектаклю Вл. И. Немировича-Данченко «Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Книга подготовлена Научным сектором Школы-
студии МХАТ и Музеем МХАТ. Выпущена в серии «Библиотека Биеннале театрального искусства» – совместного проекта фестиваля «Уроки режиссуры» и издательства «Navona».
На презентации о книге расскажет автор-составитель – Ольга Егошина, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры». О спектакле,
обстоятельствах и времени его рождения, о Художественном театре тех лет и влиянии «Николая Ставрогина» на искусство режиссуры расскажут почётные гости – выдающиеся театроведы,
актёры, режиссёры, люди театра: Алексей Бартошевич, Борис Любимов, Марина Токарева, Марина Тимашева, Вадим Щербаков и др.
В книге впервые публикуется текст инсценировки, созданной Немировичем-Данченко. В качестве иллюстраций представлены эскизы М. В. Добужинского, которые считаются одной из вершин творчества художника.
Спектакль в своё время спровоцировал горячую полемику. «Николай Ставрогин» стал историческим событием, а не только театральным. В связи с ним Максим Горький опубликовал статьи «О «карамазовщине»» и «Ещё о «карамазовщине»», которые вызвали обширную философскую дискуссию в печати. В «Бесах» он увидел «русский садизм», а их инсценировку – «затеей сомнительной эстетически и безусловно вредной социально». Когда «русская действительность пересыщена страданием, в ней достаточно реального горя», – писал он, – не нужно показывать со сцены «страдания ирреальные, искусственно содеянные» Достоевским.
Станиславский и Немирович-Данченко заняли иную позицию. В Достоевском Художественный театр видел гениального писателя, необходимого театру ещё и потому, что через него открывались новые возможности в режиссуре и актёрском искусстве. Работа с этим автором позволяла развивать новый, внутренний реализм – «не реализм быта и внешней жизни, а реализм ее внутренней правды», — писал Станиславский, — «то, что лучше всего выражается словами «душевный натурализм»».
После презентации в фойе театра можно будет приобрести книгу «»Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913» по издательской цене.