Жанр абсурда в театре похож на рыбу фугу. Только профессионал высшего класса может справится с приготовлением этого смертельно опасного блюда японской кухни.
Эта мысль пришла мне в голову перед посещением спектакля «История одной комнаты» хореографа Артема Игнатьева в театре «Балет Москва». Создатели «Комнаты» задумали не только использовать элементы абсурда, но с помощью танца переосмыслить скандально известный короткометражный мультфильм «Танго» польского аниматора Збигнева Рыбчинского. Польский классический абсурд зародился в конце 50-х годов прошлого века. Пьесы польского драматурга Славомира Мрожека воспринимались как «запретный диссидентский плод» из «самого весёлого барака коммунистического лагеря». В нашей стране — уже после перестройки — польский абсурд в театре ставили в качестве эксперимента, как авангард, не укладывающийся в традиционное русло классического русского театра системы Станиславского.
Мультипликация Збигнева Рыбчинского стала своего рода апогеем и шедевром польского абсурда. В этой 8-минутной короткометражке несколько десятков человек изображают монотонную до ужаса жизнь в замкнутом пространстве одной комнаты. В 1983-году за свою абсурдистскую короткометражку «Танго» поляк получил «Оскара». Церемония вручения прошла скомкано и абсурдно из-за его непроизносимой (особенно в английской транскрипции фамилии) – zbigniew rybczynski, и запомнилась из-за пьяного дебоша обиженного автора мультика после вручения статуэтки, в ходе которого он ударил блюстителя порядка в пах, обозвав его «американской свиньей». Острый, скандальный интерес к мультику и к драматургии абсурда в целом довольно быстро угас, хотя его по-прежнему изучают в киношколах.
Сюжет мультика не сложен, да и не важен – для мультипликатора важнее был подтекст с намёком. В комнате коммунальной квартиры под музыку танго появляются разные персонажи и, не обращая внимания на других, стоят на голове, кормят грудью, снимают и надевает трусы, таскают туда-сюда унитаз, испражняются, совокупляются. В нашей стране этот сюжет известен по пародии, созданной группой «Дюна», — «Коммунальная квартира»: «По утрам гремя посудой, собирается братва. Тётя Маша варит кашу, ждёт Гюльнару бастурма. Цукерман мацу заводит, Гоги делает шашлык, А оленевод Бильдыев — строганину и балык…»
«Арт-платформа» открылась в Новом Манеже
Волшебный кибер-балет о стране Оз
Голландские хореографы ставят древнегреческий балет в Москве
Что «Вести Москвы» писали ранее о драматургии абсурда:
«Танго»: жениться вам надо, шляхтич!
Иногда только кажется, что умершие лежат неподвижно
Француженка, полячка и два с половиной румына, говорящих по-русски