На сцене «Театра Луны» играют «Альтер Эго» по пьесе Славомира Мрожека «Вдовы».
Поставил спектакль актёр и режиссёр «Театра Луны» Дмитрий Новицкий, большинство персонажей также играют актёры театра, но назвать его полностью «лунным» довольно сложно. И не только из-за нескольких привлечённых извне актёров. Сама философия «чёрного абсурда» Мрожека плохо укладывается в рамки «фантастического реализма» театра. Пьесы польского драматурга охотно ставили в 80-е годы как «запретный диссидентский плод», как авангард, не укладывающийся в традиционное русло классического русского театра системы Станиславского. Однако постановки по Мрожеку так же быстро ушли с российских афиш, как и появились, но уже без внешнего давления — просто публика не шла. Пьеса Мрожека «Вдовы» сумела пережить и запреты советского времени, и жадный азарт постановщиков 80-х, и унылое безразличие массового зрителя.
Сегодня на спектакль «Альтер Эго» снова идут как на яркий образец чёрного юмора, классику театрального абсурда. Здесь даже вместо классического любовного треугольника разыгран пятиугольник: две вдовы, два мужа и таинственная незнакомка, наделённая загадочными полномочиями. И, безусловно, поклонники «Театра Луны» хотят просто полюбоваться своими любимыми актёрами и актрисами. Конечно, в составы спектакля входят и «свои», и антрепризные актёры. Среди «лунных» актёров Татьяна Солнцева, Александр Бобров, Максим Щеголев, сам режиссер Дмитрий Новицкий, а среди приглашенных — Наталья Бортникова, Ольга Коваленко, Виктор Логинов, Максим Важов и Антон Ескин.
Но уже одна сцена поедания мрожековского банана «бомбическим» актёром театра Александром Бобровым делает спектакль «своим, «лунным», отсылая к его ярким ролям в спектаклях театра «Двое бедных румын, говорящих по-польски», «Рубиновый вторник», «Жена на бис», «Шантеклер», «Дали и испанская королева из Казани» и «Ночь нежна». И на первый показ спектакля пришла «своя» публика, понимающая, что жёсткий польский абсурд — это лишь повод повеселиться, постебаться и оторваться по полной. Так на поклонах — явно в поддержку мрожековскому роковому банану — актёрам вручили авангардные букеты из жгучего красного перца, брюссельской капусты, зелёных лавровых и капустных листьев. Кстати, первая постановка мрожековских «Вдов» в нашей стране так и называлась — «Банан».
Спектакль получился ярким, шумным, блестящим. Но надо признать, что эта «чёрная комедия» явно не для всех. А для тех, кто готов к авангарду, кто хотя бы принимает уже ставшие афоризмами и обрусевшие фразы из Мрожека: «Иногда только кажется, что умершие лежат неподвижно», «Даже дети должны знать, что не следует мешать шампанское с валерьянкой», «Абсурд в России больше, чем абсурд», «Сколько я набегалась, чтобы вовремя все организовать. Муж даже пальцем не шевельнул, а ведь это были как-никак его похороны…». И кто готов, перефразируя фразу из спектакля, сказать: «Я не буду мыть глаза, которыми посмотрел эту пьесу Мрожека»…
Больше фото спектакля «Альтер Эго» работы известного фотохудожника Александра Либкова можно найти здесь.
Фото Сергея Щенникова