Куда отвести ребёнка на балет? Особенно в первый раз, чтобы не отпугнуть от восприятия этого сложного для детского понимания вида искусства?
Теперь я могу с уверенностью сказать: отведите ребёнка на «Дюймовочку» в постановке театра «Балет Москва». Сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена здесь немного изменён: Дюймовочка появляется не у бездетной одинокой женщины, а у девочки Сони, которая поселяет её в своём игрушечном домике. И далее мир на сцене разделяется на два: мир людей и мир маленьких сказочных созданий и насекомых. Люди — девочка Соня и её друзья — могут говорить, а эльфы, насекомые и мелкие животные — нет. Сама Дюймовочка и её Главные эльфы хранители танцуют на пуантах — при появлении на сцене их отличает характерный перестук пуантов, а все остальные танцуют в чешках и получешках. Чтобы лучше разобраться в обитателях волшебного мира, нужно обязательно до начала прочитать программку — их здесь бесплатно раздают в фойе. Конечно, дети и взрослые с азартом пытаются угадать, кто из танцоров кого изображает, но фантазия хореографов, сценографов и художников по костюмам всё равно опережает любые догадки, при этом знакомство со сказкой Андерсена не очень-то помогает.
Так, в первую же ночь Дюймовочку похищает не Жаба, а целая Банда Головастиков, чтобы завладеть её уютной кроваткой, а саму хозяйку бросить на болоте. Далее появляются жители болота: Водомерки, Стрекозы, Улитка и хищные цветы-Росянки. Красивые хищницы съедают кого-то из болотных жителей и уже присматриваются к новой гостье. На её счастье появляется спаситель — Комарик с крохотной сабелькой и помогает девочке выбраться на берег, где бросает её, увлекшись соблазнительной стрекозой. Божьи Коровки и Жучки не признают девочку за свою, поскольку у неё нет крыльев, как у них, и изгоняют её из своего травяного сообщества. А в это время начинает холодать, наступает осень с холодными ветрами — всё это исполняют танцовщики-ветры и листья. Девочка Соня в это время обнаружила, что Дюймовочка потерялась, а в её кукольном домике поселился и сплёл паутину страшный паук. Это, пожалуй, один из запоминающихся моментов: и костюм, и танец паука. Взрослые не сразу, но догадываются, что у танцора в руках замаскированные под передние лапы костыли с опорой под локоть, на которых он совершенно потрясающе танцует. Кроме получившихся таким образом четырёх конечностей, дополнительные закреплены на спине. Дети при этом пытаются сосчитать сколько же у паука лап, ведь должно же быть восемь. Поразительно, что танцоры не занимаются пантомимой, пересказывая либретто, они реально перевоплощаются в своих героев.
Одинокую Дюймовочку находят Эльфы-хранители и ведут её к Соне, но по пути Дюймовочка падает в мышиную нору и теряется. Осень сменяется зимой. Девочка Соня с друзьями играет в снежки, катается на лыжах и лепит смешного «креативного» снеговика — из квадратных снежных шаров и плоской морковки, похожей на галстук. То, что в это время происходит с Дюймовочкой под землёй, довольно близко к сюжету Андерсена, но исполняется это с потрясающей фантазий и юмором. На сцене оживают Главная мышь Мышильда с мышиной свитой, Главный крот с очаровательными кротихами в супермодных чёрных очках, упавшая в нору ласточка, которую выхаживает и кормит с руки Дюймовочка. Выздоровевшая Ласточка уносит Дюймовочку навстречу солнцу в царство эльфов, где уже наступила весна.
Всё это происходит под волшебную музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года» в обработке пионера российской электроники Аркадия Марто. Мультипликация студии 7bios создаёт волшебный мир, в котором уютно чувствуют себя и люди, и животные с насекомыми. Глаз девочки Сони, заглядывающей в окошко кукольного домика к Дюймовочке, плетущий мультипликационную паутину паук, свисающие с потолка подземелья корни деревьев, сменяющие друг друга времена года — все эти мультипликации вызывают восторг зрителей.
У этого спектакля яркие, запоминающиеся персонажи и костюмы, долгое послевкусие: дети по несколько дней не могут забыть героев и их приключения. Например, медленная, тягучая улитка, казалось бы, осталась забыта вместе со своим домиком где-то в начале первого акта. Но нет же! Она вновь появляется уже на поклонах около задних кулис и изо всех сил пытается преодолеть дистанцию до края сцены. Все персонажи уже раскланялись, получили свои цветы от зрителей и ушли, а бедная улитка всё ещё пыхтит где-то в середине сцены. Надо ли говорить, что все детские разговоры по дороге домой были именно об этой несчастной копуше, оставшейся без цветов и аплодисментов!
И, наконец, маленькие хитрости для родителей с детьми. Билеты лучше покупать на сайте «Балета Москвы» с карты Мастеркард — это даст вам скидку 10%. Не забудьте скачать и распечатать раскраску с сайта театра (одна из них, раскрашенная маленьким зрителем, использована в качестве иллюстрации). В КЦ ЗИЛ нет «детских подпопников», поэтому для маленьких зрителей не забудьте взять подушечку или прихватите из машины детское сиденье в машину без спинки, так называемый бустер. Кстати, зал довольно удобный, амфитеатр имеет подходящий для детей уклон. Есть буфет с демократическими ценами на втором этаже и автомат для продажи снэков и воды в бутылках на первом этаже. Фойе с историческим, «зиловским» паркетом в антракте становится сценой, где маленькие зрители пытаются повторять поразившие их воображение танцевальные па. Только будьте осторожны, чтобы не вляпаться в размазанные по паркету конфеты и шоколадки, которые уронили самые маленькие «танцоры».
Пожалуй, минус у этого балета один — организаторы сняли все возрастные ограничения, указав «0+», хотя было бы целесообразно указать «5+». Всё равно будут приводить и младше, но хотя бы лет с трёх-четырёх. Так уж у нас повелось, что даже на философскую любовную историю «Сказки Гофмана» некоторые мамаши приводят младших дошкольников: «Так ведь написано на афише — сказка!»