Премьера спектакля «Царь-девица» по поэме Цветаевой прошла в Театре Романа Виктюка. Его поставил актер и режиссер Дмитрий Бозин, который уже играл Цветаеву на сцене театра Виктюка. Роман Григорьевич ставил «Федру» Марины Цветаевой. Сам Дмитрий Бозин давно полюбил поэму-сказку Марины Цветаевой «Царь-девица». Читал отрывки в сольных программах (например, проекты «Черепаха» и «И-не-за-те-вай!») и даже сделал моноспектакль для фестиваля в Армении. Можно сказать, что нынешняя премьера в Театре Романа Виктюка стала вершиной увлечения самого Дмитрия Бозина поэмой Цветаевой. И для любителей её творчества эта вещь станет обязательной к просмотру.
Марина Цветаева, используя канву русской сказки, развивает мотивы женского одиночества, невольной разлуки и образы слабых мужчин, неспособных принять любовь сильной женщины. Можно сказать, что сказку она превратила в поэтический манифест феминизма. Дмитрий Бозин трансформирует историю о настоящей русской богатырке в мрачную взрослую сказку. Молодая Царица (Виктория Савельева) влюбляется в своего пасынка Царевича (Станислав Мотырев). И пока Царь, муж Мачехи (Дмитрий Жойдик) пропивает остатки здравого смысла, Колдун (роль которого исполняет сам режиссер — Дмитрий Бозин) добивается Царицы в обмен на исполнение её желания колдовством убрать соперницу по любовному четырёхугольнику. Русская богатырка, Царь-девица (в исполнении всё той же Виктории Савельевой) тоже влюбляется в Царевича. Но любовная встреча девы-воительницы и хрупкого царевича так и не состоялась, превратившись в трагическую «невстречу» и закончившись шекспировским финалом — горой окровавленных трупов.
Увлечение Марины Цветаевой русским фольклором было довольно непредсказуемым для сугубо городской жительницы, воспитанной зарубежными гувернантками. Переломным для неё стал поэтический вечер 1916 года в Петербурге, нашедший отражение в её рассказе «Нездешний вечер». После этого настал так называемый «фольклорный» период её творчества. Поэму «Царь-девица» она написала в 1920 году по одноименной сказке из известного сборника собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.
«Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям, — рассказывал Дмитрий Бозин. — Каждый вздох, каждый слог распахивается в пространство природы. Но в то же время каждое слово этой сказки трогает и пробуждает именно сокровенную суть человека, его тайну. «Царь-девица» – не детская сказка, это трагедия, но она полна юмора и волшебства».
Для постановки сказки Дмитрий Бозин привлёк коллектив единомышленников: художник Владимир Боер, художник по костюмам Евгения Панфилова, заведующая музыкальной частью Людмила Платонова, художник по свету Сергей Скорнецкий, хореограф Артур Ощепков.
Художник Владимир Боер сделал композиционным центром сценографии конструкцию в форме лепестка, которая превращается то в корабль Царь-девицы, то в колыбель Царевича, то в место уединённой встречи влюбленных. Ещё одна подвижная конструкция – стена с копьями означает стык миров: мира царских страстей и интриг и мира ратных подвигов могучей богатырши, мира дня и ночи.
Хореография Артура Ощепкова очень интересно поддерживает тягучую мелодику стихов Цветаевой, раскачивается вместе с героями и движениями ладьи. Танец передает любовное наваждение, вязкий колдовской морок и муторное воздействие пьяного дурмана. Хореографической кульминацией спектакля стал вихревой танец-мистерия. Пластические решения спектакля «Царь-девица» ещё раз убедили меня в том, что Артур Ощепков — пожалуй, лучший театральный хореограф Москвы. Он много работал с Романом Григорьевичем, но лично мне в Театре Романа Виктюка запомнились его «Сергей и Айседора», «Мастер и Маргарита», в Театре Луны — «Орфей и Эвридика», в Театре на Перовской — «Сон в летнюю ночь», в «Булгаковском доме» — «Собачье сердце. Чудовищная история» и практически все спектакли в Театриуме на Серпуховке.
Текст и фото: Сергей Щенников
О Дмитрии Бозине «Вести Москвы» писали:
Юрий Грымов рассказал о планах и премьерах
Гульнара Галавинская: театр – это зрелище
Дмитрий Бозин затевает прыжок в стихию
Ещё больше информации о театре в нашей рубрике «Роман Виктюк»