Дмитрий Бозин, которого зрители знают по ролям Саломеи, Соланж, Воланда и Дон Жуана, предстал перед своими поклонниками в весьма необычном собственном проекте «Черепаха». Сложно сказать, почему этот «дуэт для голоса и рояля» назван по имени большого и неповоротливого пресмыкающегося существа. Наверное потому, что в этом моно-спектакле актёр неожиданно раскрывается, вылезает из панциря своих привычных сценических ролей. Его дар перевоплощения в мужские и женские роли, знакомый по спектаклю «Служанки», например, весьма парадоксально проявляется в детективном сюжете от Иосифа Бродского. Его «Ялта» вряд ли привлечёт внимание обычного чтеца — слишком сложный текст, слишком много действующих лиц. Но для Дмитрия Бозина именно в этом и кроется магия стиха: моментальное перевоплощение из следователя в подозреваемого, из мужчины в женщину, из взрослого в подростка.
«Итак, подозреваемые — трое. Вообще, сама возможность заподозрить трех человек в убийстве одного весьма красноречива. Да, конечно, три человека могут совершить одно и то же. Скажем, съесть цыпленка. Но тут — убийство. И в самом том факте, что подозренье пало на троих, залог того, что каждый был способен убить. И этот факт лишает смысла все следствие — поскольку в результате расследованья только узнаешь, кто именно; но вовсе не о том, что другие не могли…» Иосиф Бродский «Посвящается Ялте»
Затем следует причудливый музыкально-поэтический коктейль из любовной лирики испано-кубинского поэта Хуана Рамона Хименеса. Тоже не самый читаемый и понятый поэт. Именно Хуан Хименес сказал: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек». Затем идут джазовые композиции Гершвина, сказочные баллады Марины Цветаевой, классическая музыка Шопена, Равеля, Шумана, Грига… Музыка настолько органично входит в актёрское повествование, что не сразу понимаешь, что она взята из другого сценического произведения: «Ой! Это же уже не «Царь-девица» Цветаевой! Это же «Пер Гюнт» Эдварда Грига!..»
Не берусь советовать «Черепаху» неподготовленному зрителю и слушателю. Но этот проект обязателен к просмотру тем, кто уже видел Дмитрия Бозина хотя бы в одном из спектаклей: «Служанки», «Мастер и Маргарита», «Саломея», «Король Арлекин», «Маскарад Маркиза де Сада». Обаяние голоса, брутальная мужская пластика и женская хореография актёра выступают в этих спектаклях как инструмент, на котором играют другие – режиссёры, постановщики, хореографы. «Черепаха» хороша тем, что актёр сам настраивает «инструмент», выбирает персонажей, маски, сценические образы, а может быть играет самого себя. Нет прямых указаний на то, кто именно сейчас предстал перед нами в причудливом, не скованном едином сюжетом действии. С уверенностью можно сказать только, что за роялем — пианистка Анастасия Животовская. А вот кто в данный конкретный момент находится перед микрофоном? В этом, пожалуй, главная интрига этого магического спектакля.
Текст и фото: Сергей Щенников