Поклонники Людмилы Давыдовой устроили овации артистке на спектакле Георгия Долмазяна «Поминальная молитва» в феврале на Основной сцене Театра МОСТ. Эти три спектакля можно условно назвать репетицией большого бенефиса актрисы, который состоится в апреле.
Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Григория Горина, которую он написал по мотивам цикла рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема. По этой пьесе поставлено уже столько спектаклей, телепостановок, мюзиклов и кинофильмов, что, казалось бы, уже не могло остаться людей, которые не знают сюжет. Бедный молочник Тевье из богом забытого местечка Анатовка пытается устроить судьбу своих пяти дочерей единственным доступным ему способом — удачно выдав замуж. Но дочери решают свою судьбу самостоятельно. Старшая отказывается от «выгодной партии» с богатым мясником и выходит за бедного портного по имени Мотл; средняя — за киевского студента-революционера Перчика; а младшая, следуя за любовью к русскому писарю Фёдору, предав веру своего отца, — за православного. Всё это происходит в непростое для семейства молочника время, когда в царской России усилились антисемитские настроения, приводящие к еврейским погромам. Итогом стал царский указ о так называемой «черте оседлости», по которому все евреи - включая семью Тевье — должны покинуть губернию.
Для этого спектакля в Театре Мост подобралась великолепная команда: Всеволод Гусейнов и Людмила Давыдова в ролях Тевье и Голды, а роль мясника Лейзера-Волфа досталась самому Георгию Долмазяну(!) Старшую дочь Цейтл играет Наталья Дедейко, Менахема-Мендела — Кожухарь Илья. А также Годл — Кареева Александра, Хава — Вергун Юлия, Шпринце — Ларичева Наталия / Шашуро Полина, Бейлке — Шашуро Полина / Гоголева Лиана, Студент Перчик – Антонов Георгий, Портной Мотл – Семёнов Леонид, Плотник Степан – Чуриков Дмитрий, Писарь Федор – Рогозин Андрей / Зуев Роман, Урядник — Сафронихин Анатолий / Рогозин Андрей, Трактирщик Войцех – Сизов Александр, Девушка из города — Долженкова Алёна, Священник — Михайлов Андрей, Мама Менахема — Семёнова Вера, Ребе — Трусов Георгий, Голос — Семёнова Вера.
Конечно, на спектакле в «Мосте» трудно удержаться от сравнения с «исходником» — «Поминальной молитве» в Ленкоме, для которого Горин изначально и писал пьесу. Перед глазами встают образы Леонова и Стеклова, Абдулова и Пельцер, которые накладываются на актёров «Моста». Кстати, в этом плане повезло Людмиле Давыдовой, потому что за тридцать лет имя исполнительницы Голды полностью стёрлось. Но уже минут через десять спектакля в «Мосте» всякое желание сравнивать пропадает, потому что это совершенно другой спектакль, другой театр. Другая сценография, камерная обстановка, другой актёрский состав и замечательная, волшебная игра актёров! И ещё один плюс постановке Георгия Долмазяна: только здесь, лицом к лицу с актёрами в маленьком зале я наконец понял в чём же была изюминка сцены (цимус, как сказали бы жители Анатовки) с возвращением Менахема-Мендела и его мамы. Да, тридцать лет спустя я всё равно помню жутко смешную сцену, как Абдулов щелкал пальцами перед лицом Пельцер: «Мама, сосредоточьтесь! Мы уже не в поезде!» Но за всем этим ленкомовским весельем я тогда совсем упустил истинную причину их появления — телеграмму, в которой киевский телеграфист допустил судьбоносную ошибку!
Отличный получился спектакль: весёлый и щемящий до слёз одновременно, с долгим послевкусием. И желанием встретиться с этими актёрами ещё раз, если не в этом, то в другом спектакле!
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре МОСТ и режиссёре Георгии Долмазяне:
Людмила Давыдова отметит 75-летие
Великая женщина великого писателя
Сны о Достоевском в театре «Мост»
За 14 минут до настоящей любви
Сирано де Бержерак: история любви на переломе эпох
Театриум на Серпуховке и Московский дом книги приглашают на «Сирано де Бержерака»