За каждым великим мужчиной стоит великая любящая женщина. Для Достоевского такой женщиной стала Анна Григорьевна, урожденная Сниткина, посвятившая всю себя мужу. И при его жизни, и после его смерти. Этой истории безграничной любви посвящён новый спектакль в театре МОСТ «Достоевская. Сны Анны» режиссёра Георгия Долмазяна.
Инсценировку к спектаклю к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича написала Мила Денёва, которая ранее защитила диссертацию по творчеству писателя.
Мила Денёва: «В основе драматургического каркаса — книга воспоминаний самой Анны Григорьевны, которая так и называется “Достоевская. Воспоминания». Спектакль документален в своей сюжетности, но при этом наши герои — это художественно обработанные образы. В нашем спектакле фигурирует пять разных ипостасей главной героини, пять граней, — каждая из которых — как отдельный микрокосмос со своими законами. Это наша попытка подношения памяти этой великой женщины».
В спектакле Театра МОСТ много необычного. Вместо привычно разграниченных сцены и зрительного зала сформированы два сектора кресел друг напротив друга, а между ними — узкая полоска сцены. Можно было бы принять за модельный подиум, но по нему ещё колёсные платформы ездят. Роль главной героини исполняют шесть молодых актрис, без казалось бы неизбежного старящего грима. Сам Фёдор Михайлович внешне тоже вечно молод и без бороды. Груз лет отыгрывается игрой самих актёров. Действие основано на реальных событиях, запечатлённых в дневниках Анны Григорьевны, но развивается нелинейно, подчиняясь причудливой логике воспоминаний, логике сновидений. Отсюда и название — «Достоевская. Сны Анны».
Достоевский умер, когда Анне Григорьевне было всего 35 лет, но вдова отклоняла предложения, мол не тот масштаб. «За кого можно идти после Достоевского? Разве за Толстого!». В спектакле звучат и другие её слова. Овдовев она долго не могла свыкнуться с тем, что мужа уже нет. «Иногда я спешила к нему, чтобы поделиться новостью, но потом вспоминала, что он умер. И самой не хотелось жить!» И в этом одиночестве её поддерживали слова писателя, которые она повторяла: «Ты единственная из женщин, которая поняла меня…»
Это спектакль, который не имеет смысла пересказывать, его нужно прожить, заново переосмыслить всё, что знаешь о Достоевском и его жене, музе, сподвижнице – Анне Григорьевне Достоевской.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре МОСТ и режиссёре Георгии Долмазяне:
Сны о Достоевском в театре «Мост»
За 14 минут до настоящей любви
Сирано де Бержерак: история любви на переломе эпох
Театриум на Серпуховке и Московский дом книги приглашают на «Сирано де Бержерака»