Есть такая профессия — звукооформитель. Это специалист шумового озвучания, который «сочиняет» нужные шумы, когда актёры бьют посуду, дерутся на шпагах, разбивают автомашины, попадают под проливной дождь или в жестокую вьюгу. Профессия эта эта родилась за кулисами театра, и сегодня она весьма востребована в кино, но в театре она почти исчезла, потому что всё делает компьютер, а не люди.
Именно о представителе этой профессии в Театре Луны решили поставить спектакль по потрясающей одноактной пьесе Иона Сапдару «Шумовик» в переводе с румынского языка. Кстати, сам автор предпочитает писать своё имя на русскоязычной афише латинскими буквами и кэпслоком, то есть большими буквами: ION SAPDARU. Это добрая и человечная пьеса читается как драматическая биография пожилого человека, который провел всю жизнь в театре. Он приходит в студию звукозаписи, чтобы «записать на пленку» свою жизнь, рассказывая её звуками. Недопонимание начинается с первых минут его появления в студии, где он представляется не по фамилии, а по своей профессии — «шумовик». Для современного звукорежиссёра странным кажется само название профессии. Саунд-техник, эксперт по саунду, звукоинженер, звукооформитель, звуковик — это ещё понятно. Но «шумовик»? Впрочем, за деньги здесь готовы записать спектакль и с «шумовиком». «Тысяча евро за час!» — объявляет звукорежиссёр. Выясняется что у странного посетителя в кармане всего лишь двести восемьдесят три евро и семьдесят шесть центов, которые он готов потратить на свой звуковой спектакль. Для коммерческой студии звукозаписи и это деньги, которые не хочется упускать. Звукорежиссёр включает калькулятор в своей голове и объявляет, что за эти деньги он готов отработать двадцать шесть минут записи плюс две бонусных минуты в подарок от компании… Шумовик подсчитывает что-то в уме и соглашается: «Хорошо. Я сокращу детство…»
Здесь стоит немного рассказать об авторе пьесы. Ион Сапдару — человек необычный, можно сказать, румынский актёр и режиссёр с русской душой. Родился он в Молдавии, окончил Московский ВГИК в 1989, где учился у Анатолия Ромашина, а в 1990-м году получил приглашение работать в Румынии, где и живёт, ставит спектакли, снимается в кино. Нашему зрителю он больше знаком как актёр кино по фильмам «12:08 к востоку от Бухареста», «Мечты о Калифорнии» и «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получившему «Золотую ветвь» Каннского кинофестиваля. Пьеса Иона Сапдару «Шумовик» никогда ранее не ставилась в театре, поэтому московскую премьеру в «Театре Луны» можно по праву назвать мировой. Могу предположить, что на выбор пьесы повлияло и пересечение её автора с Анатолием Ромашиным, который служил в Театре Луны. Именем Ромашина в Театре Луны был даже назван приз — «Ромашка», которым ежегодно награждаются талантливо проявившие себя артисты театра. Но, пожалуй, не это главное — пьеса действительно хороша, связана корнями с русским театральным и кино искусством. В пьесе есть забавный эпизод, когда Шумовик критично отзывается о Феллини, который, по его мнению, совершенно недооценивал шумы. «В его фильмах есть огромные куски, в которых нет ни одного шума, — говорит Шумовик. — Зато музыка, музыка везде. Мне больше нравится Тарковский. Он гений шумов в кино…»
Премьера состоится 20 декабря 2019 года и запланирована как бенефис Олега Марусева — Заслуженного артиста РФ, старейшины «Театра Луны», которому исполнилось 75 лет. У Олега Фёдоровича большой список ролей в «Театре Луны»:
«Маки», Ласкер
«Солнышко моё», Проводница, Директор кладбища
«Королева», Ангерран де Мариньи
«Маяковский», Человек с двумя поцелуями
«Матри – Архат», Генерал Ной-старший
«Жена на бис», Марко
«Ночь нежна», Дерве Уоррен
В спектакле «Шумовик» заняты всего три персонажа. Главную роль Шумовика исполняет Заслуженный артист РФ Олег Марусев. Звукорежиссёра исполняют Максим Щёголев и Владимир Тягичев. Тони – Юлия Головина, Вероника Лысакова и Ксения Мишанина. Камерная аудио-визуальная постановка режиссера Александра Рыхлова насыщена самыми разнообразными шумами — шелестом осенней листвы, скрипом старых качелей, хрустом первого снега…
Текст: Сергей Щенников
Фото: Наталья Киселева