Спектакль «Королева», поставленный режиссёром Дарьей Поповой в жанре «средневекового боевика», идёт в Театре Луны уже год.
Осмелюсь сравнить жизнь спектакля с возрастом вина. На стадии показов «для пап и мам», прогонов для прессы и даже первых премьерных показов — это молодое, бродящее вино. Сказать, что оно ещё недостойно настоящих знатоков, конечно же, нельзя. Наоборот, многим нравится именно такое вино — ещё бродящее, с пузырьками. Существует даже праздник ценителей молодого вина Божоле-нуво. После полугода хранения вино называется выдержанным. Марочное вино требует выдержки не менее года, а когда марочное выдерживают не менее трёх лет, то получается коллекционное вино. Сравнивать вино со спектаклем напрямую будет неправильно, но процесс старения или вызревания идёт на пользу и хорошим винам, и хорошим спектаклям. Именно «хорошим». Процесс выдержки, дополнительного вызревания идёт на пользу только элитным, отборным винам, как, впрочем, и спектаклям.
И надо сказать, что «виноматериал» для нынешней «Королевы» был заложен намного раньше, ещё в театральном сезоне 2011 — 2012 годов её предшественник — «Нельская башня» — был высоко оценен внутритеатральной премией «Ромашка». Премия была учреждена Театром Луны в память о народном артисте России Анатолии Ромашине, а её лауреатов определяют сами зрители в ходе опроса на премьерных спектаклях текущего сезона по двум номинациям — «лучшая женская роль» и «лучшая мужская роль». За «Нельскую башню» премию вручили Михаилу Бабичеву за роль Буридана и Анне Тереховой за роль Маргариты Бургундской. Но говорить об обычном перезапуске спектакля было бы неправильно, это действительно другая постановка — средневековый экшн, боевик и детектив. Для постановки сценических боев были приглашены профессионалы по сценическому бою и фехтовальщики — братья Мазуренко и Юрий Сысоев. Настоящие театралы подтвердят, что все значимые спектакли, где герои реально сражаются за свою честь и любовь, поставлены с их участием. Кроме этого, здесь пересмотрена вся сценография для создания эффекта полного погружения зрителя в начало XIV века во Франции. Достаточно сказать, что актёры сражаются точными копиями средневековых мечей, отличающихся от настоящих только тем, что не заточены. (Для понимания эпохи, могу уточнить, что в это время на Руси князь Иван Калита только собирался строить деревянный московский кремль и первый каменный храм — предшественник нынешнего Успенского собора). Как зритель, я могу верить в театральную достоверность происходящего на сцене вплоть до деталей. Когда-то Дарья Попова уже ставила одну из лучших, на мой взгляд, театрализаций романа в письмах «Опасные связи» французского писателя Шодерло де Лакло, где продемонстрировала умение «погружаться в эпоху» куртуазной жизни французского королевского двора.
Как и во время премьеры «Королевы» зрителей ещё в фойе Театра Луны встречают средневековые рыцари и шуты, даже пальто принимают «средневековые гардеробщицы», а в зал проводят «средневековые капельдинеры». На сцене бушуют средневековые страсти, коварство и предательства. Актёры играют очень правдоподобно, даже жёстко — от ударов мечей искры летят. Иногда просто сочувствуешь Дарье Цыпляевой, играющей королеву Маргариту Бургундскую, когда она борется со своим мужским окружением, включая самых близких ей мужчин. Ну нельзя же так жестоко обращаться с женщиной! Во-первых, это как никак королева Франции — как персонаж, да ещё и «русская Сара Бернар» - как актриса, сыгравшая Гамлета на современной российской сцене!
По поводу подлинности истории, заложенной в основу пьесы, даже не собираюсь спорить. Реальный исторический сюжет «дела Нельской башни» неоднократно драматизировали известные литераторы Морис Дрюон, Александр Дюма и Фредерик Гайярд. На мой взгляд, для сидящего в зале зрителя важна только история, рассказываемая режиссёром и актёрами здесь и сейчас. Если зритель вынужден прямо в зале гуглить литературный первоисточник, чтобы понять перипетии отношений сценических персонажей, значит плох режиссёр, а не романист. Но к «Королеве» это не относится. С первой минуты и до самых поклонов интрига сценического сюжета увлекает, игра актёров заставляет переживать за героев и ждать развязки.
Текст и фото: Сергей Щенников