Уже седьмой сезон в «Театре Луны» Сергея Проханова играют яркий спектакль «Гамлет. Точка G» режиссёра Натальи Когут. Создатели спектакля дерзко замахнулись на «Вильяма нашего», отдав все роли женщинам. Включая и самого принца датского, которого играет ведущая актриса театра Дарья Цыпляева.
Кто из женщин играл Гамлета до Дарьи Цыпляевой? Самая известная актриса, конечно, Сара Бернар (Sarah Bernhardt). Сыграв Гамлета, Бернар приобрела мировую известность и восхищение Станиславского. Но Сара Бернар была лишь второй исполнительницей роли Гамлета. Первой была великая Сара Сиддонс (Sarah Siddons) она же – Сара Кембл, жившая на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Сара Сиддонс была высокой, статной и длинноногой. Хорошая фигура– живи бы она в наши дни – позволила бы ей играть в «Театре Луны» Сергея Проханова и даже сыграть роль датского принца в спектакле Натальи Когут «Точка Джи»! Тем более, что именно Сара Сиддонс заложила женскую традицию – в духе «Точки Джи» Натальи Когут – играть Гамлета не в мужском костюме. Это было самое начало 19-го века и женщина, появившаяся на публике в мужских штанах, шокировала бы эту самую публику до предела. Поэтому актриса оделась в длинную тунику, но всё равно её спектакль, а играла она его более тридцати лет, рассматривался как сценическое хулиганство.
Сара Бернар мало того, что играла на сцене, она ещё и снялась в фильме, что подтолкнуло немало актрис к исполнению роли Принца Датского. Сара Бернар была невысокой, худощавой, с плоской грудью и узкими бедрами, злые языки даже называли её «прекрасно отполированным скелетом». Страсть к исполнению мужских ролей была одной из ее многочисленных причуд: она сыграла восемнадцать мужских персонажей. Включая датского принца в первой экранизации «Гамлета» 1900-го года, которая называлась «Дуэль Гамлета» (Le duel d’Hamlet).
Следующей «Гамлета-вамп» сыграла голливудская кинозвезда русского происхождения Алла Назимова (Alla Nazimova). Она даже сняла свой фильм, но если из фильма Сары Бернар сохранился хотя бы эпизод, то Назимовой в этом плане не повезло – ролик пропал.
Другую известную актрису немого кино датчанку Асту Нильсен на создание своего Гамлета подтолкнуло исследование шекспироведа Эдварда Вайнинга «Тайна Гамлета» (Edward P. Vining’s The Mystery of Hamlet). В 1881 Эдварда Вайнинга пришел к выводу, что жантильный характер датского принца объясняется тем, что он не принц вовсе, а принцесса, переодетая в мужской костюм. И, якобы, выдавали её за принца из политических соображений. Естественно, эта версия шекспироведа была осмеяна, но объяснила Асте Нильсен как можно женщине сыграть роль датского принца, что бы не выглядеть смешно и нелепо. Одевшись в мужской костюм она не стала подделывать женскую походку, женскую мимику и пластику под мужские, сосредоточившись на душевных переживаниях своего героя – или героини. Вместе с режиссёром Аста Нильсен подправила сюжет пьесы: в прологе королева Гертруда рожает девочку и одновременно узнает о том, что ее муж смертельно ранен в бою. Чтобы удержать трон, королева Гертруда публично объявляет, что родился мальчик. Король остается в живых, но характер ранения короля не оставляет надежд на рождение второго ребенка. Поэтому принцессу одевают и воспитывают как мальчика. Гертруда предстает в фильме главной интриганкой: она заводит роман с Клавдием и провоцирует убийство супруга. В это время ее сын-дочь Гамлет учится в Виттенберге, где влюбляется в своего сокурсника Горацио. Далее Гамлет получает письмо из дома, в котором говорится о смерти его отца – датского короля. Гамлет возвращается на родину, и некоторое время действие вполне соответствует пьесе Шекспира. С одним отличием: Гамлет любит Горацио, Горацио влюблен в Офелию, Офелия кокетничает с обоими. «О, женщины! Коварство имя вам…»
В финале Гамлет запирает пьяного Клавдия в комнате с чадящей печью и тот задыхается от дыма. В ответ разгневанная Гертруда подговаривает Лаэрта убить Гамлета, но во время дуэли сама случайно, по ошибке выпивает отравленное вино. Ее крики на секунду отвлекают фехтующего Гамлета, и в этот момент шпага Лаэрта пронзает ему (ей) грудь. На помощь сражённому Гамлету кидается Горацио. Стараясь облегчить другу дыхание, Горацио разрывает тесный воротник, облегающий шею принца и ему открывается… истина. (Кто сказал «с@ськи»?) Горацио наконец понимает, к кому на самом деле его влекло все это время. Воскликнув «Zu spat!» он дарит Гамлету прощальный поцелуй. В таком раскладе Гамлет-женщина Асты Нильсен выглядит намного убедительнее многих Гамлетов-мужчин. Фильм сохранился, но посмотреть его сложно из-за позиции обладателя авторских прав.
Даже Джулия Ламберт из романа «Театр» Сомерсета Моэма заявляла о своём желании сыграть не Гертруду, а именно Гамлета. А вот сыграла она или нет, знает только Сомерсет Моэм. Другая известная мечта о Гамлете-женщине принадлежит Мейерхольду, который видел в этой роли Зинаиду Райх. По воспоминаниям выглядело это так: темнота на сцене, луч, и в центре луча – стройная и изящная Зинаида Райх в черном костюме Гамлета. Но дальше творческих планов дело не пошло. Надо полагать, Мейерхольд просто не успел: «Zu spat! Слишком поздно!»
Вместо Зинаиды Райх следующим Гамлетом на сцене стала австралийская актриса Джудит Андерсон (Judith Anderson), переехавшая в США. Джудит Андерсон специализировалась на пьесах Шекспира и считалась звездой Бродвея на протяжении трех десятков лет в 1930-1950-е годы. Одновременно она снималась в кино, одной из ее лучших ролей считается миссис Денверс в фильме «Ребекка» Альфреда Хичкока. Роль Гамлета Джудит Андерсон исполнила в свои 73 года в Карнеги Холл в Нью-Йорке.
Актриса Франсе де ла Тур (Frances de la Tour) – англичанка несмотря на свое странное имя, член троцкистской рабочей партии и подруга Ванессы Редгрейв — исполнила роль Гамлета в лондонском театре Полумесяца в 1980-м году.
Американская актриса театра, кино и телевидения Дайана Венора (Diane Venora) также славилась своим исполнением шекспировских ролей, а своего Гамлета сыграла в 1983 году в постановке Джозефа Паппа на Шекспировском фестивале в Нью-Йорке – одной из самых престижный сценических площадок в мире.
Ключевая фигура всего шекспировского наследия беспокоит многих актрис и в наши дни, и наших актрис. В конце 90-х годов эксперимент Сары Бернар повторила Алла Демидова, в одиночку сыграв и Гамлета, и Гертруду, и Офелию поочередно в спектакле греческого режиссера Теодора Терзопулоса «Гамлет-Урок». В плане одежды Демидова выбрала японский халат — кимоно. Ну а в чём ещё играть Гамлета? Если только в коротких штанишках и чулочках в сеточку!
Текст и фото: Сергей Щенников