До сих пор думаете, что театр начинается с вешалки? На самом деле Театр начинается со сбора труппы. Именно на этом сакральном мероприятии ежегодно коллективу задается творческий ритм на целый сезон, подводятся итоги, намечаются перспективы и происходит «раздача слонов».
В московском «Театре Луны» такой традиционной «раздачей» стала внутритеатральная премия «Ромашка». Она была учреждена в 2000 году в память о народном артисте России Анатолии Владимировиче Ромашине, а её лауреатов определяют сами зрители в ходе опроса на премьерных спектаклях текущего сезона по двум номинациям — «лучшая женская роль» и «лучшая мужская роль». На нынешнем сборе труппы«Ромашку» получили пары: Вероника Лысакова и Дмитрий Бикбаев за женскую и мужскую роли в спектакле «Орфей и Эвридика», а также Заслуженная артистка России Анна Терехова и Заслуженный артист России Олег Марусев за спектакль «Жена на бис».
Самый главный «Человек Луны» — создатель и художественный руководитель театра, народный артист России Сергей Проханов подвел итоги прошедшего сезона. Это 317 сыгранных спектаклей, среди которых поставлено три премьеры: «Орфей и Эвридика» в постановке Гульнары Галавинской, «Жена на бис» Павла Урсула и «Антракт» Натальи Когут. А два спектакля из «стареньких» можно назвать юбилярами: «Коррида или Роман с бессонной ночью» успешно провел на сцене 5 лет на сцене, а «Ночь нежна» — 15. Сергей Проханов, он же «Усатый нянь», славится своим умением воспитывать молодёжь: он представил «старичкам» четырех новичков и вручил им постоянные служебные корочки вместо временных, поздравил беременных и разродившихся актрис и приободрил «детных» — театр строит помещение для детской студии «Маленькая Луна». Таким образом «детным» актрисам и актерам будет куда пристроить своих чад. И это не считая того, что в прошедшем сезоне к сцене уже приобщили более полусотни детей – продолжателей актерских династий. Судя по реакции собравшихся – это весьма актуальная тема, ведь только за прошедший сезон актеры театра родили шестерых малышей, а двенадцать актрис готовятся стать мамами.
Также эмоционально зал встретил сообщение о готовящихся премьерах нового сезона. И актеры, и технические службы затихли, когда речь пошла о пьесе Проханова «Дали и Испанская королева из Казани», где главные роли в спектакле исполнят Евгений Герчаков, Анна Терехова, Елена Кондулайнен и Елена Лазурина, а к созданию видеоряда привлекут художника Никаса Сафронова. Спектакль рождается в творческих муках, и его подготовка несколько отстает от первоначального графика. «Будем гнать! – предупредил худрук и «перешёл Рубикон», назначив премьеру на 15 ноября. Спектакль приурочен к 110-летнему юбилею художника Дали, который будут отмечать весной следующего года. Здесь, как говорится, отступать некуда – за нами Юбилей.
А вот весть о премьере классической «Антигоны» по Софоклу, которая ставится при участии греческого культурного центра в Москве и греческих актеров, была принята веселее. Особенно после слов Проханова «поставим, покажем в Москве, а потом покатаемся по Греции с гастролями». «Детных» актеров порадовало сообщение о грядущем спектакле «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», который будет поставлен совместно со студией «Маленькая луна». Но худрук тут же предупредил инициаторов проекта, что просто зачитывать со сцены текст этой замечательной книжки не даст: «Думайте, ищите сценические ходы и решения!» Кроме пьес грека Софокла и американца Ричарда Баха в планах также стоят пьесы «Игра в куклы» эстонца Энна Ветемаа и «Тестостерон» поляка Анджея Сарамоновича.
Далее по сложившейся традиции все штатные актеры театра, а это почти 70 человек, сообща сфотографировались на память и отправились перекурить перед открытием сезона. В этом году его откроет легендарный спектакль «Ночь нежна». Это будет 405 показ, который (скажу, забегая вперед) вновь соберет полный зал. При этом едва ли не половина зрителей придёт на спектакль уже не первый раз. Одних манит обаяние певца эпохи «Великого Гэтсби» Фрэнсиса нашего Фитцджеральда: загорелые, красивые, раскованные и богатые люди, которые любят и умеют жить весело и красиво, но не умеют расплачиваться по выставленным жизнью счетам. Другие приходят полюбоваться игрой любимых актеров. А там и правда есть кем полюбоваться. На открытие сезона Сергей Проханов собрал звездный состав спектакля: заслуженный артист России Олег Марусев (Дерве Уоррен), заслуженная артистка России Анна Терехова (Николь Дайвер), Максим Щеголев (Дик Дайвер), Елена Захарова (Розмэри Хойт) и Людмила Светлова, которые играют со дня премьеры, а также, Дмитрий Дьяченко, Александр Бобров и Полина Барышникова.
Со стороны служебного входа театр в день сбора труппы похож на муравейник. Анна Терехова дает интервью, просочившимся на сбор труппы журналистам. Олег Марусев в курилке отзванивается с двух рук – «по-македонски», одновременно обсуждая творческие и не творческие вопросы с Еленой Лазуриной, которая так же по-македонски отзванивается по сотовому и пьет чай из фирменной кружки. А вот главного художника Константина Розанова я «застукал» во дворе за детским занятием – он катает по двору красные игрушечные машинки. «В складских ангарах у нас так тесно, что приходится выкатывать весь реквизит, чтобы добраться до нужного», — оправдывается Константин. Красная машинка для предстоящей премьеры «Дали» еще сверкает не обсохшей краской, а вот машинка для спектакля «Губы» (по роману «Камера Обскура» Набокова) уже видала виды. «Они же обе красные, почему нельзя было просто покрасить старую для нового спектакля?» — задаю я вопрос Константину. Он обреченно вздыхает, всем своим видом показывая, что художника может обидеть каждый: «Они же совершенно разные, под разные сценические задачи!» Константин упирается руками в новую машинку и раскатывает её на две части. Да, со старой «набоковской» такой трюк проделать нельзя. Пока соскучившиеся по общению актеры и актрисы оживленно сплетничают, администратор Аня одиноко греется на солнышке – вечер перед открытием ей предстоит провести в амбразуре с надписью «Администратор» и там-то она «наобщается с народом» вдоволь. Евгений Герчаков вместе с дочерью, уже играющей в «Театре Луны», привел в театральное закулисье внучку – она ещё слишком мала даже для «Маленькой Луны», но пусть привыкает. Елена Захарова наслаждается возможностью щегольнуть перед коллегами в удобном костюмчике, перед тем как переодеться для спектакля в «фитцджеральдовское» платье с кринолином начала прошлого века, а затем в тяжеленный костюм восточной принцессы.
А у главного парадного входа пока тишина: медные руки вмурованных в стену атлантов привычно держат козырек, в тени которого спряталась похожая на метеорологический прогноз табличка: «Сегодня: Ночь Нежна».