Премьерный спектакль «Свадьба Кречинского» на экспериментальной сцене Театра Армии поставлен по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Для режиссёра постановки Ани Макеевой – это вторая работа на тему русской свадьбы, прерванной на стадии сватовства. В её дебютном спектакле по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» жених сбежал из-под венца, а здесь свадьбу прервали обманутый ростовщик и полиция.
«Когда я прочитала эту пьесу в первый раз, Кречинский мне показался каким-то ненастоящим. Мне было сложно представить такого персонажа в современном мире. И я восприняла это как вызов. Кто этот человек сейчас? Какая у него система координат?» – рассказывает Анна Макеева.
Экспериментальная сцена позволила смело экспериментировать при оформлении постановки. Сценическое пространство то превращается в модельный подиум, то в накрытый для сватовства стол. Художница Анастасия Плохих — как на модном показе — освобождает сцену-подиум от всего лишнего. В нужный момент появляется розовое пианино Лидочки Муромской, зелёное кресло-ракушка её отца, ярославского помещика, разрозненные чайные приборы да корабельная рында, извещающая о приходе гостей. Весь реквизит оторван от времени создания пьесы и отсылает нас к советскому и перестроечному времени. Зелёное винтажное кресло «ракушка» взято из знаменитого чешского гарнитура 60-х, разрозненные чашки — из культового гэдээровского сервиза. К перестроечному периоду нас относят массивная золотая цепь («голда») героя и его салатовый пиджачок (не все же ходили в малиновых). Отсылку к тому же тревожному времени поддерживает мрачный «прикид» его наголо стриженного камердинера Фёдора и его повадки «братка» при «новом русском». Корабельная рында вместо барского колокольчика для вызова слуг дополняет эклектический антураж. А вишенкой на вневременном торте служит популярное среди нынешних тиктокеров сердечко из пальцев, приложенное к груди афериста для соблазнения наивной невесты.
Автор пьесы писал свою авантюрную комедию со знанием дела, он и в карты любил играть и барышень умел соблазнять, к тому же был вспыльчив и на руку скор. Да и писал он свою пьесу находясь под следствием по знаменитому «делу Сухово-Кобылина». По одной из версий именно он убил свою гражданскую жену — парижскую модистку Луизу Симон-Деманш, которую соблазнил и вывез из Парижа в Москву, где проживал с ней в «прелюбодейной связи».
Впрочем вся эта скандальная история, в своё время немало способствовавшая популярности автора в литературной и театральной среде, остаётся далеко за скобками нынешней постановки. Режиссёр Анна Макеева описывает героя и его деяния на полутонах, без резкого осуждения. А открытый финал его жёсткой афёры даже оставляет лёгкий лучик надежды: «А вдруг любовь победит? И влюблённая простушка заставит этого прожжённого афериста полюбить по-настоящему?»
И обязательно нужно отметить великолепную игру актёров: Петр Кислов, заслуженная артистка России Анна Глазкова, Мария Швыдко , Сергей Данилевич, Александр Аргос, заслуженный артист России Игорь Марченко, Роман Радов.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» ранее писали о Театре Российской Армии:
Свадьба Кречинского в Театре Армии
Театр Армии снимает кино по Зощенко
Не может быть: три рассказа Зощенко в одном спектакле
Театр Армии пригласил журналистов на репетицию премьеры
Как швед Нильс Хольгерссон закрыл гештальт с помощью диких гусей
Старшина Васков и Рита Осянина запели на китайском
«А зори здесь тихие»: российская премьера китайской оперы