Далеко-далеко на Востоке, среди степей и пустынных оазисов затерялось сказочное Тарханбейское ханство и его столица – прекрасный древний Махтумканд… Звучит как хороший зачин для сказочной истории! И вполне подходящее название для нового спектакля-путешествия, которыми славится Театр Терезы Дуровой. И которых так ждут юные зрители и их родители, чтобы отправиться в таинственное и загадочное путешествие в далёкую экзотическую страну с весёлыми и отважными героями. На этот раз проводником в театральное путешествие для всей семьи стал знаменитый странник Ходжа Насреддин со своим верным другом ишаком. Про этот персонаж можно найти немало историй в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и даже китайской литературе, народы Кавказа и Балкан тоже готовы признать его своим, хотя в нашей стране многие полагают, что родом он из Бухары, а герои его приключений жили на территории Узбекистана.
Однако в Тарханбейском ханстве свои правила и свои культурные традиции, каждый зритель найдёт в нём отражение своих впечатлений от путешествий и представлений о разнообразии культур восточных стран.
Как говорит режиссер Тереза Дурова: «Загадка Востока в его недосказанности, особом чувстве юмора и философском взгляде на жизнь, проникновенной музыке и ярких красках, пряных ароматах и вкусе настоящего узбекского плова. Я приезжала в Узбекистан с гастролями будучи совсем юной. Тогда по улицам Ташкента ходили исключительно в национальных нарядах и повсюду угощали дынями и арбузами. Мои детские воспоминания об этой дружелюбной стране, безусловно, повлияли на сегодняшний спектакль. Равно как и личные впечатления каждого из нашей команды авторов и постановщиков. Через слово, движение, музыку, костюмы, декорации и реквизит мы постарались передать аромат времени и восточной культуры. И рассказать свою историю о вечном бродяге, острослове, вольнодумце, бунтаре, хитреце и философе Ходже Насреддине».
И на предпремьерный показ спектакля «Далеко-далеко на Востоке» приглашённых зрителей просили приходить в костюмах с восточными орнаментами, со своими представлениями о восточном колорите и, по возможности, с танцевальными и музыкальными номерами. И хотя все зрители черпали своё понимание Востока и самого Ходжи Настреддина из самых разных источников, никто не остался разочарован. Ведь в итоге — после всех перипетий, мастерски организованных драматургом Артёмом Абрамовым, — победила любовь. А окончательно объединил всех огромный премьерный торт, который лично разрезала режиссёр Тереза Дурова.
Волшебное путешествие придумали и осуществили режиссёр Тереза Дурова, драматург Артем Абрамов, художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по костюмам засл. худ. РФ Виктория Севрюкова, хореограф-постановщик Артур Ощепков, композитор Сергей Кондратьев, дирижер-постановщик Илья Мовчан.
О каждом из этих талантов можно рассказывать отдельно, в театральном мире — это легенды. Многие зрители полагают, что выбирать спектакли следует по модному режиссёру или звёздному актёру, но на работы каждого из них можно ходить в разные театры отдельно: на спектакли художников Марии Рыбасовой и Виктории Севрюковой, на спектакли хореографа Артура Ощепкова. Илья Мовчан и Сергей Кондратьев — известные и состоявшиеся музыкальные таланты, известные в музыкальной среде. То, что Тереза Ганнибаловна сумела увлечь их своими, скажем так, этническими театральными проектами, для взрослых и юных зрителей большая удача.
Для оформления сцены художник-постановщик Мария Рыбасова обратилась к богатым коллекциям Музея Востока и Британского музея, книгам, альбомам, изучила традиции вышивки декоративных полотен сюзане и иные промыслы народов Средней Азии. Пространства сказки, в которые театр приглашает зрителя, насыщено изящными орнаментами и дополнено предметами быта, изготовленными мастерскими по образу и подобию восточных оригиналов. Костюмы из натурального хлопка и шелка, созданные Викторией Севрюковой, вобрали воспоминания художницы о визитах в Ташкент и Самарканд. А из недавней поездки в Пакистан Виктория привезла подлинные узбекские икаты (узорчатые и полосатые ткани), а также образцы мужских халатов, чтобы прочувствовать и перенести в сценический костюм строение национальных одежд. Найденные в путешествии детали аутентичных антикварных монисто вплетены в украшения персонажей.
Изысканная красота восточной культуры подчеркнута в рисунках танцев, поставленных одним из лучших театральных хореографов Артуром Ощепковым, и в современной музыке композитора Сергея Кондратьева, в которую добавлены этнические краски. Звучание национальных инструментов, таких как танбур, дутар, бузуки, гиджак, дойра, най, рубаб, придают особую изюминку спектаклю, как и исполнение макамов, являющихся одновременно и ладом, и традиционным принципом музицирования.
В спектакле заняты: Руфат Акчурин /Андрей Худяков, Геннадий Краковский/Рафаэль Наджаф-Заде, Андрей Батов /Георгий Шабанов, Борис Рывкин / Павел Никитченко, Ярослава Буряк / Гульмарьям Смирнова, Даниил Исламов / Илья Захаржевский, Николай Зверев, Артур Матусов, Егор Комаров, Сергей Батов, Павел Повалихин, Андрей Ермохин, Сергей Дик, Сергей Лобанов, Мамука Заркуа, Константин Раскатов, Петр Королев, Анастасия Фадеева, Виолетта Бучинская, Вероника Егорова, Елизавета Виноградова, Анна Прокопьева, Елизавета Кречетова, Полина Чирикова. И, подлинным сюрпризом стало приглашение на сцену настоящего, живого ослика!
Ранее зрители побывали в Китае в спектакле «Три лотоса», Мексике в спектакле «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек», Шотландии в спектакле «Вересковый мёд», на Балканах в спектакле «Тайна волшебного зелья», средневековой Англии в «Принце и нищем», карнавальной Италии в «Буратино», красочной Индии в «Маугли», загадочной Японии в «Японской сказке. Меч самурая», средневековой Европе в «Спящей красавице», на загадочном арабском Востоке в «Волшебной лампе Аладдина» и в языческом мире древних северных народов в «Волшебной мельнице Сампо».