В «Ночь театров» на малой сцене «Театра Терезы Дуровой» произошло удивительное событие, посвящённое премьере спектакля «Моцарт и Сальери. Версия». Малая сцена со времени её создания обладает особой энергетикой, это своего рода «место силы». Именно здесь проходили многие творческие эксперименты, зарождались традиции.
Режиссер, народная артистка РФ Тереза Дурова решила дать зрителям ещё одну версию событий пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», потревожившей тени великих композиторов. В ночь театров она собрала вместе удивительных творческих людей, которые общаются с Вольфгангом Амадеем Моцартом и Антонио Сальери на языке нот. Ведь «в музыке не солгать, а в буквы можно внести всякое». Эти люди — Дина Кирнарская и Илья Мовчан.
Дина Кирнарская обладает множеством титулов: музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, заведующая кафедрой истории музыки, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук. Но не менее важно, что Дина Кирнарская — изумительный рассказчик, очаровавший собравшихся своими знаниями, а главное — любовью и уважением к обоим композиторам. Она рассказала о постоянном соперничестве в среде итальянской и немецкой музыкальных школ, о причинах зарождения мифов об отравлении. «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?»
Илья Мовчан — дирижер и музыкант оркестра «Театра Терезы Дуровой». Именно он собрал уникальную концертную программу музыкального вечера, состоящую из произведений обоих классиков, которую исполнил вместе с музыкантами Александрой Тельмановой (альт), Катериной Мироновой (виолончель), Михаилом Шевниным (контрабас), Дарьей Гуща (клавесин), Маликой Мухитдиновой (флейта), Светланой Усачевой (гобой), Андреем Забавниковым (скрипка). Те, кто уже побывал на премьере спектакля «Моцарт и Сальери. Версия», видели Илью Мовчана как актера в роли слепого скрипача, которого привёл Моцарт на встречу с Сальери, чтобы тот «сыграл что-нибудь из Моцарта». Да и многие другие музыканты этого оркестра участвуют в премьерном спектакле как играющие актёры.
Музыканты в этот вечер расположились не в оркестровой яме или у задника сцены, а на выходящем в зал подиуме, который был практически окружён зрителями с трёх сторон. Это позволило не только наслаждаться музыкой, но и увидеть артистические способности музыкантов. Ту же флейту, например, раньше слышали все — она издаёт самые высокие звуки и солирует. Гобой более известен музыкантам, потому что по нему настраивается весь симфонический оркестр. Но вряд ли зрители видели саму флейтистку или гобоистку, обычно скрытых за дирижером, арфами, скрипками и виолончелями. А зря! Яркая, эмоциональная игра музыкантов с комментариями Дины Кирнарской добавила вечеру уникальности и неповторимости. А общение с удивительными людьми, которые могут «заразить» своей увлеченностью и любовью к музыке, инструменту или музыкальным произведениям, побуждают зрителя искать новые встречи с музыкальными гениями — Вольфгангом Амадеем Моцартом и Антонио Сальери.
Организаторам музыкальной «Ночи в театре» Моцарт и Сальери. Мифы и реальность» — это вполне удалось. Звучали бурные аплодисменты и возгласы «браво», а на поклонах исполнителей «искупали в овациях». Тереза Дурова пригласила всех на премьерный спектакль, где театр предлагает свою версию событий двухсотлетней давности.
Я не мог удержаться, чтобы не задать Терезе Ганнибаловне вопрос: «Будет ли продолжен такой формат музыкальных вечеров с участием музыкантов оркестра «Театра Терезы Дуровой» и приглашённых экспертов?» Окинув взглядом полный зал и зрителей, которые никак не хотели расходиться, Тереза Ганнибаловна задумчиво ответила: «Подумаем…»
Что «Вести Москвы» писали ранее:
Моцарт и Сальери встретятся ночью
Моцарт и Сальери. Премьера версии
Моцарт и Сальери. Версия Театра Терезы Дуровой
Текст и фото: Сергей Щенников