На Старой сцене Театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил премьеру спектакля режиссёров Натальи Людсковой и Дениса Юченкова «Лицо» по одноименной пьесе Александра Галина. Художественный руководитель театра Марк Розовский обещал постановку на открытии 41-го сезона — причём не фиксируя дату, но слово сдержал.
Это одна из последних пьес известного российского драматурга Александра Галина, которую он написал лет десять назад. Герои пьесы родом из перестроечных 90-х, но встречаются друг с другом в наши дни. Преуспевающий бизнесмен Брагин (Владимир Давиденко) приезжает из Румынии в Россию, чтобы встретиться с пластическим хирургом Соловьёвой (Наталья Троицкая). Когда-то она сделала ему операцию, изменив лицо, чтобы его не нашли «авторитеты», у которых он украл большие деньги. Хирург появляется в ресторане вместе со своим очередным мужем — профессором психотерапевтом Дранковым (Денис Юченков). В ресторан должна придти и жена беглого бизнесмена Ольга (Наталья Денисова), которую он бросил в 90-е из-за молодой любовницы.
Далее пересказывать сюжет не имеет смысла, «спойлеры» никто не любит. Пьесы Александра Галина с успехом ставили в московских театрах Et Cetera, МХТ имени Чехова, «Современник», но они постепенно уходили в архив (я бы даже сказал в «золотой фонд») этих театров. Причина их успеха становилась и причиной их ухода из афиши — современный, остросоциальный, трагикомических сюжет на грани анекдота постепенно терял актуальность.
Создателям нынешней премьеры удалось сохранить искромётную трагикомичность и абсурд русского анекдота, но в тоже самое время передать философию высокой драмы. Берегите своё «лицо», потому что от себя нельзя убежать, даже поменяв свою внешность, сделав себе лицо другого человека.
Безупречная работа великолепных актёров, мастерская драматургия с неожиданными поворотами сюжета, потрясающая сценография на крохотном пятачке сцены с множеством сюрпризов. Не буду портить зрителям удовольствие спойлерами. Для меня и сам спектакль, и даже — казалось бы — хорошо знакомые актёры стали настоящим открытием. Многосторонний Денис Юченков, на мой взгляд, несколько сдерживал себя, но честно — как командный игрок — играл незадачливого профессора-подкаблучника, нисколько не выпячивая свой статус режиссёра спектакля и Заслуженного артиста РФ.
Владимир Давиденко, которого я уже неоднократно видел в гротесковых ролях в спектаклях «Каштанка», «Капитанская дочка», «Свадьба», вдруг открылся для меня совершенно с неожиданной драматической стороны. Таким я его раньше не видел, и дело не только в гриме.
Наталья Троицкая потрясающе играла волевую бизнес-вуман, умеющую держать в руках и себя, и слабовольных мужчин, и женщин за гранью нервного срыва.
Наталья Денисова проявила столько дарований, так мастерски прошла по грани между философской притчей о влюблённой женщине и гротесковой истерикой женщины обманутой, что без неё весь спектакль мог бы просто не состояться. Это конечно сугубо моё мнение, но мне когда-то очень хотелось увидеть актрису, которая могла бы органично сыграть образ из стихотворения «Бьёт женщина» поэта Андрея Вознесенского. Но никак не удавалось, хотя это стихотворение было написано ещё в 1964 году. И вот «кроткая блондинка» Наталья Денисова после нескольких тонко и точно сыгранных лирических сцен, включая и бесподобный «танец Ким Бесинджер» из «Девяти с половиной недель», вдруг совершенно феерически исполнила этот ураган эмоций: «Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая!» Досталось всем исполнителям мужских ролей.
Это спектакль, который надо смотреть обязательно! Унесёте с собой массу впечатлений, лирическую запоминающуюся песню, а если повезёт, то и немного сто долларовых банкнот на память… Лицо Бенджамина Франклина на банкноте в этом спектакле служит символом искушения для тех кто готов ступить на скользкую дорожку физической потери лица, что в философском смысле несет за собой и потерю самого себя…
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре «У Никитских ворот»:
Театр у Никитских ворот открыл 41-й сезон
Марк Григорьевич, можно с Вами сфотографироваться?
Каштанка@ру: новая жизнь чеховской собачки
Иосиф Бродский у Никитских ворот
Катастрофа с оттенком праздника
В новом сезоне Марк Розовский будет поднимать штанги
Неделя мюзиклов Марка Розовского
Марк Розовский отмечает юбилей фестивалем