Премьера музыкальной драмы о Моцарте и Сальери состоялась в Театре Терезы Дуровой. Из анонса премьерного спектакля «Моцарт и Сальери. Версия» известно, что действие происходит в старинном оперном театре, где объявлен концерт великих музыкантов — баловня судьбы, золотого мальчика Амадея Моцарта и не менее гениального Антонио Сальери, чье имя всегда несправедливо упоминается вторым. И, войдя в малый зал московского театра, современные зрители понимают, что по волшебному замыслу создателей спектакля они перенеслись на несколько столетий во времена двух музыкальных гениев, что находятся они в том самом «старинном театре», что музыканты оркестра вот-вот вернутся на свои места, где их уже ждут клавесин, виола да гамба, виоль д’амур и барочная гитара…
Но сначала к ним выходит художественный руководитель и главный режиссер театра Тереза Дурова. Тереза Ганнибаловна приветствует зрителей и рассказывает, что по традиции перед каждым спектаклем для начала волшебства его актеры и создатели совершают особый ритуал. Они собираются вместе и хором говорят особые напутственные слова. С легким взмахом руки она произносит: «С богом! Поехали!» И волшебство начинается… Музыканты, одетые в костюмы той эпохи, берут в руки инструменты и виртуозно играют сочинения композиторов XVII и XVIII веков – Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Антилио Ариости, Генри Пёрселла, Клаудио Монтеверди, Тортлы О’Каролан, Генриха фон Бибера. Впрочем, некоторые из этих старых музыкальных произведений хорошо известны и нашим весьма далёким от музыки современникам — по рингтонам сотовых телефонов.
Благодаря этому волшебству, мы переносимся в Вену и Милан, где происходят важные для гениальных музыкантов события. А где-то в российском селе Михайловском во времена своей знаменитой «болдинской осени» другой гений пишет своё видение творческого соперничества «двух сыновей гармонии».
Пересказывать сюжет противостояния гения и злодейства не имеет смысла, он известен не менее, чем любой библейский. Здесь важен не сюжет, а его трактовка, версия. В этот спектакль нужно погружаться. Здесь важны и музыка, и божественное пение, и игра актёров, и зрительные образы, и даже тактильные ощущения — программки напечатаны на удивительно приятной на ощупь плотной бумаге. Программку можно просто читать, сканировать QR коды в поисках дополнительной информации. (Там есть список исполняемых музыкальных произведений и тексты мадригалов, подробности выдвигаемых против Сальери обвинений и уникального судебного процесса, оправдавшего Сальери спустя два века). Из этой же бумаги сделан памятный сувенир для дам, который можно превратить в стильный веер.
В постановочную труппу спектакля входят необыкновенно талантливые люди, без которых просто невозможно представить столичную театральную жизнь: режиссёр Тереза Дурова, драматург Артем Абрамов, художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по костюмам Виктория Севрюкова, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Илья Мовчан, хореограф-постановщик Артур Ощепков, художник по свету Денис Гришин. И конечно же сам Пушкин – «Солнце русской поэзии» и «Наше всё»!
В ролях заняты невероятно талантливые и узнаваемые Михаил Бубер, Сергей Батов, Илья Мовчан, Павел Никитченко, Павел Повалихин, Даниил Исламов, Егор Комаров, Анастасия Тюкова. Артисты музыкальной группы театра, может быть менее узнаваемы — поскольку часто зрители видят их лица только на поклонах, но не менее талантливы.