Театр Терезы Дуровой отметил свой тридцатилетний юбилей. Вполне естественно, что в этот день театр дал свой аншлаговый спектакль «Летучий корабль». Этот спектакль на музыку Максима Дунаевского и стихи Юрия Энтина был первым, который театр Дуровой сыграл с живым оркестром в 2010 году. И с тех пор постановки худрука идут в сопровождении великолепного оркестра. Пусть не этот спектакль дал рождение театру, но можно сказать, что именно с этого спектакля началась его новая жизнь.
Спектакль играли почти 600 раз, его посмотрели почти 600 тысяч зрителей. То, что спектакль по-прежнему приводит в восторг зрителей, это здорово. Но то, что ему по-прежнему подпевают и пританцовывают сами создатели и даже актёры, не занятые в этот день, встречается реже. Это говорит о том, что театр жив и молод, создатели полны задора и энергии.
Юбилей — это ещё один повод вспомнить, как всё начиналось, как запущенный дом культуры превратился в нынешнее великолепие, музыкально-драматический театр и «центр силы». В этом семейном театре умеют дружить семьями и поколениями и даже династиями. И пришедшие в этот день не просто радуются чужому успеху, они пришли на общий праздник. И каждый из них мог бы рассказать свою историю. А вот общую историю — вместе с самой Терезой Дуровой — могла бы рассказать журналист и сподвижник театра Марина Райкина, автор уникальной книги «Страна Театриум» о том, как фестиваль клоунады превратился в театр для всей семьи.
Лично меня радует, что многих людей, собравшихся в этот юбилейный день, я встречал раньше на разных этапах развития Театра. Каждый из них внёс свой вклад в развитие детища Терезы Дуровой, каждого из этих успешных, самодостаточных творческих людей Тереза Ганнибаловна сумела заразить своей энергией.
Вот легендарный композитор, народный артист РФ Максим Дунаевский, чьи музыкальные спектакли и мюзиклы звучат в десятках театров по всей стране, отмечает со сцены: «Я горд, что в этот день идет мой спектакль!» Уже позже, в более камерной обстановке, я увидел художественного руководителя Театра РОСТА, заслуженную артистку РФ Нонну Гришаеву, которая стояла у истоков создания мюзикла. Нонна Гришаева участвовала в проекте «Звезда читает сказку» и подошла творчески: она выбрала «Летучий корабль», чтобы не только рассказывать «сказку», но и петь из нее песни. А был только мультик — текста как такового не было. И тогда Артем Абрамов по мультику написал сказку, и после встречи на проекте «Звезда читает сказку» Тереза Дурова решила поставить мюзикл. Я бы назвал очаровательную Нонну Гришаеву «крёстной феей» мюзикла «Летучий корабль». Авторы мультфильма – композитор Максим Дунаевский и поэт Юрий Энтин – досочинили к премьере спектакля еще восемь новых песен. Премьера «Летучего корабля» изменила вектор развития «Театра Терезы Дуровой»: от театра клоунады к музыкально-драматическому, ведь именно в этом спектакле у театра впервые появился живой оркестр, который стал сопровождать все постановки большой сцены.
Вот преподаватели Театрального института имени Бориса Щукина – заслуженный артист РФ Павел Любимцев и заслуженная артистка РФ Анна Дубровская – пришли вместе со своими студентами поздравить Театр и его создательницу. В этом юбилейном сезоне театральный вуз целиком перенес на сцену Театра выпускной спектакль по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях». Явление само по себе феноменальное, происходит раз в десяток лет. Надо ли говорить, что к этому событию самое деятельное участие приложила Тереза Ганнибаловна. Меня обрадовала встреча с легендарным писателем Андреем Усачёвым, постоянным автором «Театра Терезы Дуровой». На каждом мероприятии, где он появляется, дети и родители узнают его и выстраиваются в очередь подписывать книжки.
Когда на сцену вышла заслуженная артистка РФ, режиссер Екатерина Образцова с актером Государственного академического Центрального театра кукол С.В. Образцова, который представил легендарный номер с укротителем цирка, то можно сказать поздравления звучали от целой династии и даже эпохи. Как я уже говорил, в Театре умеют дружить творческими семьями и даже династиями. И такая творческая дружба даёт внутренне обоснованные, но внешне порой неожиданные ростки. В этом году в Театре Терезы Дуровой поставили феерический спектакль о поэте Владимире Маяковском — «Без галош элегантнее». На создание спектакля повлияло упоминание о знакомстве с Маяковским «циркача» Владимира Леонидовича Дурова. Знаменитый дрессировщик, который создал «Уголок Дурова» и стал основоположником династии, родственник художественного руководителя и главного режиссёра «Театра Терезы Дуровой» – брат прадеда. В спектакле оно промелькнуло буквально одной фразой о мальчишках, которые бежали за санями и кричали: «Дууров! Маяковский! Верблююд!..» С пришедшим на нынешний юбилей директором музея В.В. Маяковского Алексеем Лобовым Тереза Ганнибаловна творчески сотрудничала как при создании как этого спектакля, так и «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Прямой связи здесь нет, но в Музее Маяковского театру когда-то рассказали о путешествии поэта в Мексику.
Можно сказать, что и с представителями власти здесь умеют выстраивать долгосрочные отношения. Нынешнего советника аппарата Мэра и Правительства города Москвы по вопросам культуры Александра Кибовского мне приходилось видеть ранее на других мероприятиях Терезы Ганнибаловны, например, на Международном фестивале спектаклей для детей «Гаврош».
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали о спектаклях «Театра Терезы Дуровой»:
Большая премьера в малом зале «Театра Терезы Дуровой»
Спокойно, Маша, я — Дубровский!
«Царевна Несмеяна»: до слёз смешной спектакль
Как выгодно продать и удачно вернуть свой смех
Самые волшебные истории замешиваются на кукурузе!
Как фестиваль клоунады превратили в театр для всей семьи
Дуууров! Маякоовский! Верблюююд!
«Летучий корабль»: пять лет — полёт нормальный
Ещё больше новостей в нашей постоянной рубрике «Театриум на Серпуховке»