Театральный фестиваль «Новые люди» привёз в Москву сразу несколько спектаклей необычных форматов. Выбрать было из чего, но театральный обозреватель «Вести Москвы» остановил свой выбор на спектакле «Петровы в гриппе и вокруг него», поставленный режиссером Антоном Бутаковым из екатеринбургского «Центра современной драматургии». Это была первая в России постановка по роману екатеринбургского писателя Алексея Сальникова, получившего премию «Национальный бестселлер». Текст приобрел большую популярность, «Петровых в гриппе» ставили в «Гоголь-Центре» и других театрах, а Кирилл Серебренников снял по нему фильм.
«Вроде бы, обычная семья из Екатеринбурга: Петров-Старший работает автослесарем, Петрова – библиотекарем, Петров-Младший – учится в школе. Но перед Новым годом вся семья заболевает гриппом и погружается в глубины собственного подсознания. Но какие бы желания не таились в разуме самого обычного человека, какие бы безумства там не творились, с выздоровлением остается только самое важное», – говорится в описании спектакля.
Можно назвать сразу несколько причин, почему стоило посмотреть постановку Антона Бутакова.
1). «Центр современной драматургии» поставил спектакль первым.
2). Кто ещё сможет отразить особый колорит жизни особого уральского города, который местные называют не иначе как Ёбург? Только ёбургский театр, ёбургский режиссёр и ёбургские артисты.
3). Несмотря на 1667 км, отделяющих Ёбург от Москвы, «Центр современной драматургии» для москвичей совсем не чужой! Он тесными узами связан с Николаем Колядой и его театром, который ежегодно приезжает в Москву на гастроли. Поэтому некоторые актеры из «Петровых» нам знакомы по спектаклям Коляды. Антон Бутаков и Алиса Кравцова — это уж точно! И если уж собрался смотреть бесконечно далёкий от классики театр, то лучше с яркими актёрами, которых знаешь и любишь.
Тем, кто не знаком с театральной стилистикой Николая Коляды, будет сложно, пожалуй, сразу включиться в происходящее на сцене. Тем более, если они не читали сам роман Алексея Сальникова, где всё излагается нелинейно, многослойно и абсурдно. Очень яркая сцена предновогоднего корпоратива библиотекарей под музыку Shortparis. (Группа Shortparis — это популярная, но весьма специфическая российская поп-группа). Библиотекарши на своём корпоративе изображают коварных вампирш — покорительниц мужчин. И среди ряженых вампирш-библиотекарш очень тревожно смотрится жена Петрова. Это реальная маньячка-убийца с ножом, которая носит короткое платьице, чтобы привлекать потенциальных жертв, среди которых неверные мужчины, маньяки и извращенцы. В этой семейке Петровых все маньяки и убийцы, хотя изображают любящих мужей, жен и сыновей… Но всё это пока не «затемпературят» с гриппом или ковидом. В общем, уральцы дали жару!
Нынешняя постановка «Петровых в гриппе» заставляет вспомнить «Группу ликования», которую Николай Коляда привозил в Москву почти десять лет назад. По сюжету Ёбургский театральный коллектив отмечает необычный новогодний «корпоратив» в пустом детском саду. Играют знакомые нам актёры — Антон Бутаков и Алиса Кравцова. Для тех, кто понимает, присутствует «местечковый», чисто ёбургский юмор с намёками на партийцев Владимира Ленина, Якова Свердлова, имя которого потерял город Екатеринбург, но до сих пор хранит Свердловская область, а также на бывшего первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина.
Конечно, роман Алексея Сальникова намного жёстче, чем новогодняя пьеса Коляды. Возможно, что потребуется время и дополнительная адаптация романа, чтобы «Петровых в гриппе» принял широкий зритель. Такое бывает. Вспомним пьесу-ноэль французского театра «Le Splendid», по которой в 1982 году был снят фильм «Дед Мороз — отморозок» (Le père Noёl est une ordure). Комедия чёрного абсурда о рождестве в офисе службы психологической помощи «Телефон доверия». Фильм осуждали за чересчур эпатажное изображение французского общества и слишком чёрный юмор. Но потом «чёрное рождество» стало культовым фильмом, который французы пересматривают под рождество и новый год, как россияне — «С легким паром» или «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова. Сама идея новогоднего корпоратива с вампиршами вполне укладывается в русло нашего российского ожидания новогоднего чуда и неумирающей с возрастом веры в Деда Мороза. Русский корпоратив всегда бессмысленный и беспощадный. Просто суровые времена требуют сурового чуда, сурового ковидного Деда Мороза и Снегурочки в провоцирующей короткой юбочке и с окровавленным ножом! Какие времена, такие и Снегурочки!
Что «Вести Москвы» писали по теме:
В Деда Мороза, как и в счастье нужно верить
Русский банкет — бессмысленный и беспощадный