Неожиданно жаркое августовское солнце плавило асфальт перед театром «Модерн», в котором шёл последний день проекта «Киносъёмки». Режиссёр Юрий Грымов в течении трёх дней проводил съёмки масштабного спектакля «Война и мир».
В «Модерне» уже стали привычными открытые репетиции для зрителей, на которые приглашались друзья и единомышленники театра. Для тех зрителей, которые хотели бы не просто разово посмотреть спектакль, а прикоснуться к магии театра и понять, как он устроен изнутри на сайте театра было создано неформальное объединение «Круг Модерна». В связи со съёмками киноверсии уже ставшего культовым спектакля этот круг друзей и единомышленников театра решено было расширить за счёт любителей кино. Юрий Грымов пригласил зрителей в закулисье, чтобы они могли своими глазами увидеть, как происходит профессиональный съемочный процесс, как театральная сцена превращается в съёмочную площадку, как работают режиссер, актеры, кинооператоры. В зале появилось различное оборудование: камеры со сменной оптикой и компендиумами, режиссёрские мониторы, операторские краны и тележки, слайдеры.
К театру я пришел заранее, вместе с артистами театра, одетыми по сезону в летние майки, но минут через десять я уже увидел их на сцене облачёнными в зимние тулупы и закутанными в деревенские платки поверх военной одежды и щедро посыпаемыми «киношным» снегом. Снималась сцена бегства французов. Помощник режиссёра, которую в просторечии называют «девушка-хлопушка» объявила первый дубль… Зная перфекционизм Грымова по открытым репетициям зрители понимали, что одним дублем дело не закончится. Сам Грымов, несмотря на кратно возросшую сложность организации процесса явно им наслаждался. Последний свой художественный фильм «Три сестры» он снял в 2017-ом году.
В перерыве я подошел к Юрию Вячеславовичу, чтобы спросить, что заставило его вернуться к съёмочному процессу, с которого он начинал свою режиссёрскую карьеру.
«Надо понимать, что далеко не все желающие могут попасть на наш спектакль «Война и мир», который уже четвёртый года идёт на аншлагах, — объяснил Грымов. — Я это понимаю. Но вместе с тем, я видел много хороших спектаклей, снятых на камеру, и мне всегда это не нравилось. То есть в других театрах я видел спектакли замечательные, а когда видел их на Ютюбе — это было ужасно. Я несколько лет думал, как собственно сделать собственную видео версию, а точнее — киноверсию. Почему киноверсию? Потому что мы её в кинотеатрах будем показывать. И мне кажется, что у нас это получается. И, конечно, это разные вещи, аудитория не пересекается. Я думаю, что те люди, которые увидят нашу киноверсию спектакля «Война и мир», захотят прийти и в живую посмотреть. Кто сможет это сделать, конечно. Поэтому при съёмке спектакля я всё-таки держу баланс — и не ухожу совсем в «кино». На сцене при съёмке такие же мизансцены как и у нас в спектакле, но это будет какое-то решение, которое мне кажется правильным. Если этот опыт получится и будет то, что я хочу, то мы выставим это в кинотеатрах и на платформах в интернете, а потом будем снимать «Петра» и «Леонардо».
Над «Войной и миром» мы работаем с оператором-постановщиком Машей Соловьёвой, которую я знаю очень давно — она прекрасный оператор, настоящий художник. У неё большой опыт, куча наград, она с Андроном Кончаловским работала, мы с ней работали. Это хорошая профессиональная команда людей из Кино. Не из сериалов, хотя и сериалы сегодня снимают серьёзно. Но кино есть кино. То есть это люди высокого уровня…»
- Это какая-то сложившаяся ранее команда?
- Нет. Я всегда выбираю оператора-постановщика, которого я знаю и видел его работы, а он уже под себя подбирает команду.
Женщина-оператор – достаточно редкая фигура в художественном кино, но Мария давно вошла в число известных и востребованных операторов российского кинематографа, сняв около полусотни работ. Она снимала «Глянец» Андрея Кончаловского и вместе с ним приняла участие в сборнике киноновелл «У каждого свое кино» (в числе других участников — Алехандро Гонсалес Иньярриту, Аки Каурисмяки, Такеши Китано, Клод Лелуш).
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре «Модерн» читайте здесь.