8 апреля в театре «Модерн» прошла долгожданная открытая репетиция премьерного спектакля «Цветы нам не нужны». Зрители ждали возможность не только взглянуть на процесс репетиции, но и в целом понять, о чём идёт речь в предстоящей через две недели премьере. У спектакля нет опубликованной литературной основы, а подготовка к премьере проходила в обстановке строгой секретности. Интрига вывода спектакля в информационное пространство была закручена туго. Сначала на улицах города появились рекламные билборды с датами премьеры в конце апреля.
Грымов прямо заявлял в анонсах премьеры: «Обычно на сайте мы даём информацию о каждом спектакле. В этот раз вы не найдете подробного описания. Мне кажется, нужно нарушать правила игры – в этом и есть игра!» В редких интервью Юрий Грымов по каплям цедил информацию о премьере.
Уже перед открытой репетицией этот анонс Грымов заменил на другой. «Не хотел раскрывать всего о новом спектакле, тем не менее, скажу так: я считаю Нюрнбергский процесс самым важным событием XX века. Он стал отправной точкой важнейших изменений в мире. Если вы и ваши дети мало об этом знаете — спектакль «Цветы нам не нужны» даст возможность пополнить ваши знания, что необходимо любому современному интеллигентному человеку.
Это динамичная история, с 1946-го по 1966-й годы мир развивался стремительно: Вьетнам, Нюрнберг, Юрий Гагарин, Карибский кризис, скачок мирового кинематографа и многое другое. Хочу поговорить с вами о том, что случилось в мире после Нюрнбергского процесса. Как четыре ведущие державы (Россия, Англия, Франция, Америка) отреагировали на это событие? А ведь этими странами был подписан пакт о взаимопомощи не только в военное время. И что мы видим сегодня?… Это честный разговор об истории и людях, о нас с вами».
Это уже не первая попытка Юрия Грымова рассмотреть тему борьбы с фашизмом под неожиданным углом. В спектакле Юрия Грымова «Ничего, что я Чехов?» актриса Ольга Чехова встречает на своём жизненном пути Адольфа Гитлера и Лаврентия Берия. После этого был «Человек с глазами Моцарта», где жительницы оккупированной фашистами Смоленщины тесно сталкиваются с немецким офицером — с глазами Моцарта. А Юрий Грымов задаётся вопросом, как нация, давшая миру Моцарта, Баха и Бетховена, смогла породить чудовищ. Нынешний спектакль тоже рассматривает тему весьма неожиданно, что видно уже по списку действующих лиц. Кроме семерых заключённых фашистских главарей в списке есть и их семь жён.
На репетиции Юрий Грымов рассказал будущим зрителям, что идею пьесы вынашивал несколько лет, перечитывал различные материалы, включая все тома Нюрнбергского процесса, доступные на русском языке. Из 42 томов материалов Нюрнбергского процесса на русский переведено 8 томов. При подготовке премьеры Юрий Грымов провёл в театре встречу с советским офицером, который был охранником в тюрьме Шпандау, где содержали семерых фашистов. Время спектакля охватывает период с 1946 по 1966 год, то есть от приговора Нюрнбергского трибунала и помещения семерых фашистских главарей в тюрьму Шпандау и до освобождения Альберта Шпеера и Бальдура фон Шираха в 1966 году, когда в тюрьме Шпандау остался единственный заключённый, приговорённый к пожизненному заключению, — Рудольф Гесс.
Для открытой репетиции Юрий Грымов выбрал сцену, когда в тюрьме оставались трое заключённых: Альберт Шпеер (Вадим Пинский), Рудольф Гесс (Юрий Анпилогов) и Бальдур фон Ширах (Александр Борисов). На сцене появляются охранники держав-победительниц (Михаил Матыченко, Юрий Соколов, Диллон Олойеде, Евгений Казак), и… призрак из прошлого (Роман Зубрилин). А во внешнем мире за пределами тюрьмы звучат мировые музыкальные хиты, в космос взлетел Юрий Гагарин 12 апреля 1961 и разразился карибский кризис 1962 года.
Даже одна просмотренная сцена оставляет ощущение, что спустя почти 80 лет после победы над Германией фашизм жив. Его пытались уничтожить и исключить возможность возвращения. Главарей Третьего рейха казнили, кремировали, а прах развеяли. Тюрьму Шпандау после смерти последнего заключённого снесли и даже смыли в реки щебень и пыль от кирпичей. Но даты в календаре оказалось уничтожить сложнее. Ежегодно в конце апреля поднимает голову нацистская нечисть, проводятся парады ветеранов СС и факельные шествия, осуждённых в Нюрнберге оправдывают и воскрешают в названиях улиц и площадей…
В списке действующих лиц премьеры нет казнённого нацистами чешского антифашиста Юлиуса Фучика, но его наказ незримо присутствует. В книге «Репортаж с петлёй на шее», написанной перед казнью, он писал: «Люди, будьте бдительны!»
О встрече с живым свидетелем событий в тюрьме Шпандау: Юрий Грымов готовит «бомбу» для театра «Модерн»
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре «Модерн» здесь.
Фото с репетиции: автор Полина Капица