Все знают, что Лев Толстой — великий писатель, глыба и матёрый человечище. Но как часто вы, например, читали его самое великое произведение - «Войну и мир»? Так, чтобы от начала до конца? Думаю, что от силы один раз. Приступить даже к чтению четырёх томов — дело весьма непростое. А уж поставить «Войну и мир» на сцене — вообще неподъёмный труд. Поэтому в наши дни во всех театрах страны идёт всего три спектакля по самому популярному и самому издаваемому произведению великого писателя. Спектакль «Война и мир Толстого» путеводитель по роману режиссёр Виктор Рыжаков поставил в 2016 году в БДТ имени Г. А. Товстоногова. Режиссёр Владимир Гурфинкель поставил «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» в 2018 году в Пермском академическом Театре. У московских театралов есть шанс с 2001 года посмотреть постановку «Война и мир. Начало романа. Сцены» в театре «Мастерская П. Фоменко».
Когда режиссёр Юрий Грымов собрался ставить свою версию «Войны и мира» Льва Толстого, он обращался с идеей в три театра — все отказали, ссылаясь на то, что роман не в моде в наши дни. И лишь возглавив театр «Модерн», он уже как худрук взялся за постановку, к которой готовился три года. Свою постановку он назвал «Война и мир. Русский Пьер», поэтому сразу понятно, что ведущим героем он считает Пьера Безухова. В основу сюжетной линия постановки положен его путь от масонства к принятию «особого» русского пути, от Пьера к Петру Кирилловичу.
«Да, это звучит очень ёмко — то, что я говорю, для кого-то звучит очень пафосно, — это правда. Это роман о любви к Родине. И что очень важно для меня — вот это сочетание „война“ и „мир“, что когда идет мир, все воюют между собой и в бытовом плане. А когда случается война — все думают только о мире», — подчеркнул Юрий Грымов перед началом премьеры.
Перед зрителями на практически пустой сцене появляются основные персонажи романа и ключевые эпизоды, которые поставлены ярко и динамично с кинематографической выразительностью. Диалоги практически сведены к обмену репликами. Атмосферу создают солисты хора Свешникова, которые и поют, и участвуют в действии. Как создателям спектакля удалось разместить целый хор за кулисами для меня остаётся загадкой, но мощные голоса звучат постоянно — и за кулисами, и на сцене, и в зале на балконе, и в фойе, порой пробирая зрителя до внутренней дрожи. Все вместе эти музыкальные и драматические краски создают объёмную картину, в которую зритель погружается полностью. К пению хора в храме добавляется запах церковного ладана, исполнение героических хоралов сопровождается запахом дыма и гари сожжённой Москвы, клубами дыма из театральной дым-машины.
Очень хочется рассказать о происходящем на сцене подробно, но, на мой взгляд, это помешает восприятию совершенно необычного, фантастического спектакля. Могу лишь сказать, что спектакль просто обязателен к просмотру. И тем, кто прочёл роман только в школе, и тем, кто перечитывает его постоянно. Три часа пролетают как одна минута, оставляя долгое послевкусие и непреодолимое желание хотя бы пролистать многотомный труд великого писателя. Могу лишь повторить вслед за Юрием Грымовым, что временами возникает ощущение, что Лев Толстой сидит где-то в зале. Сам режиссёр тоже не вдаётся в подробности, только просит зрителей не опаздывать на спектакль, потому что действие начинается уже после второго звонка, а во время двух антрактов — покидать зал, потому что действие продолжается и в фойе театра.
Текст и фото: Сергей Щенников