В театре Луны на Малой Ордынке поставили спектакль «А зори здесь тихие» по мотивам одноименной повести Бориса Васильева в постановке Елены Шевалдыкиной. Спектакль получился очень яркий и удивительно лиричный, несмотря на жестокую реальность, о которой рассказывает Борис Васильев. По сюжету молодые девчонки-зенитчицы вступают в бой с отрядом немецких диверсантов и гибнут.
Приятно было увидеть в зале Сергея Борисовича Проханова, который теперь занимает пост Президента театра. Хотя в афише не указана его фамилия, но спектакль «А зори здесь тихие» я лично воспринимаю как продолжение его работы в Театре Луны. Начнём с того, что многие из участников и создателей спектакля учились в его мастерской в ГИТИСе, играли в его спектаклях в Театре Луны. Его концепция «фантастического реализма» совпала с основными посылами повести Бориса Васильева, где реалистичные военные будни переходят в волшебные воспоминания о довоенной жизни и светлые мечты о будущем. Эта же тема молодых людей, судьбы которые оборвала война, звучит в спектакле «Наш 9 «Б», поставленном в созданной Прохановым детской театральной студии «Маленькая Луна». Педагог и режиссёр Студии Елена Лазурина/Шевалдыкина (поклонникам Театра Луны она стала известна под псевдонимом Лазурина, но потом вернулась к своей девичьей фамилии Шевалдыкина) поставила его по мотивам повести Бориса Васильева «Завтра была война». Школьники дружили, влюблялись, строили планы, но с тревожным голосом Левитана прервалась их счастливая юность.
Педагоги и воспитанники Студии участвуют и в создании нынешней премьеры. Педагог Студии Анастасия Савицкая здесь не только играет роль Марьи Никифоровны, но и исполняет обязанности композитора и хормейстера. Воспитанница студии Евгения Ратникова играет в спектакле юную зенитчицу Синицину, приписавшую себе два года к возрасту, чтобы попасть на фронт.
Ксения Мишанина и Юлия Головина очень ярко и убедительно исполнили роли Жени Комельковой и Риты Осяниной. Зенитчицу Елизавету Бричкину, увлеченную старшиной Васковым, играет Алёна Ажнакина, которой выпала доля отстаивать свою наивную увлечённость перед мудрой Марьей Никифоровной. Очень проникновенно, до слёз, представляют своих героинь актрисы Жанна Сармандеева (Софья Гурвич) и Алина Литвинова (Галины Четвертак). Ольга Ершова играет сержанта Кирьянову, имеющую большой боевой опыт в отличии от молодых девушек-бойцов. Ключевую для всех сюжетных линий спектакля роль старшины Васкова потрясающе сыграл актёр Максим Лебедев.
Для давних поклонников театра Луны волшебная женская пластика была заложена ещё в «прохановских» спектаклях, созданных режиссёром театра Натальей Когут. Как режиссёр и педагог на курсе Проханова в РАТИ (ГИТИС) она проводила тренинги с актрисами по женской пластике и вывела их на малую сцену в культовом спектакле «Гамлет. Точка G». Также особая пластичность актрис Театра Луны прозвучала и в спектакле «Мне не больно» режиссёра Дмитрия Бикбаева. Тогда в качестве профессионального консультанта для работы над спектаклем была приглашена действующая балерина Большого театра Анна Нахапетова, которая в кратчайшие сроки не только сделала сценические движения «балетными», но и поставила актрис театра на пуанты.
Замечательный художник-постановщик Константин Розанов создал для героев удивительный мир, где — несмотря на пространственный минимализм и аскетизм декораций — нашлось место и для казарменной жизни, и для помывки личного состава, и для совместных с местными жителями вечеров отдыха, и для гиблого болота, через которое пробираются зенитчики, и для батальных сцен с немецкими диверсантами, и для волшебных воспоминаний из довоенной жизни. Хореограф Екатерина Партугимова поставила необыкновенно воздушные танцевальные сцены.
О последнем защитнике Брестской крепости
Старшина Васков и Рита Осянина запели на китайском
«А зори здесь тихие»: российская премьера китайской оперы
Ещё больше о Театре читайте в нашей рубрике Театр Луны