Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой объявил премьеру спектакля «TERRA ГУЭРРА. Каприччио», посвящённую итальянскому сценаристу Тонино Гуэрре и его товарищам по золотой эпохе кино.
Музыкальный спектакль режиссёра Ѝвана Поповски – это необычное путешествие по «терра Гуэрра» – миру стихов, рассказов, пьес, сценариев Тонино Гуэрра. Проводником по этой огромной «территории» в мировом культурном пространстве стала вдова маэстро, Лора Гуэрра, которая работала над спектаклем в качестве драматурга. Лора, она же гражданка СССР Элеонора Яблочкина, стала женой Тонино Гуэрры в середине 1970-х. И во многом благодаря ей Тонино называли «итальянцем с русской душой», а сам итальянец шутил по этому поводу: «по жене — я русский». Спектакль планировался к столетию Тонино Гуэрры ещё в марте прошлого года, но помешала пандемия.
Театр Елены Камбуровой не зря называется Театром музыки и поэзии — спектакль до краёв наполнен итальянской музыкой различных эпох и направлений. Здесь и классическая итальянская опера 19 века, неаполитанские народные песни, эстрадные шлягеры, популярные в 50-е-70-е годы прошлого — уже — столетия. Визуальные отсылки к творческому миру великого итальянца поражают воображение. Нарратив в исполнении самой Камбуровой берёт за душу. Она, например, читает рассказ Тонино Гуэрры того времени, когда он был узником фашистского концлагеря и страдал от голода. Однажды, на Рождество, перевернулась повозка с баландой, которой кормили узников. Впереди была голодная ночь. И тогда голодные люди попросили Тонино: расскажи о еде, накорми нас рассказом! Он удивился, но внял их просьбе, стал «готовить» домашнюю лапшу: «Я беру муку, насыпаю ее на стол. Сколько нас здесь? 80 человек? Мне понадобится много яиц! Разбиваю яйца, смешиваю это всё (совершает пассы руками), наливаю воды. Замешиваю тесто. О, вода закипела в кастрюле! Раскатываю, нарезаю. Готово. Закидываю в воду!». Он накладывал воображаемые макароны в тарелки людям, столпившимся вокруг него и следившим за каждым его движением. Люди подходили и брали эти воображаемые тарелки из его рук. Он спрашивал: «Тебе посыпать пармезан?», и все говорили: «Да, конечно! Я люблю пармезан» — «Тогда тебе побольше пармезана!». Спустя несколько минут, когда он всех угостил воображаемыми макаронами, к нему подошел один из узников и попросил: «Можно добавки?».
Спектакль «TERRA ГУЭРРА. Каприччио» получился волшебный, полный музыки и культурных ассоциаций. Я, например, вспомнил как читал своим детям-дошколятам на ночь две книги: мистическую повесть-страшилку «Вий» Гоголя и притчу-киносценарий Тонино Гуэрры «Воздушный змей». Причём притча Гуэрры захватывала детей даже сильнее. Сюжет притчи довольно прост: страшная песчаная буря смела всё на своём пути, включая и воздушные змеи, которые запускали мальчишки. Все змеи изорваны ветром и разбросаны по пустыне, кроме одного, который наоборот поднялся ещё выше. Мальчишка привязывает всё новые мотки верёвки, а когда его верёвки кончаются, то на помощь ему приходит купец, везущий целый караван верблюдов с мотками верёвки, потом все окрестные жители начинают искать верёвки для змея, огромные мотки привозят на товарных поездах и катят по пустыне. А змей всё летит… И такой открытый финал Гуэрры захватывал детей сильнее гоголевской страшилки.
Спектакль в Театре Елены Камбуровой безусловно получился замечательный, но… не для всех. Когда я принялся расхваливать спектакль миллениалам (поколения X, Y и Z), то уткнулся в стену непонимания: а кто такой Гуэрра, а что такое «великое итальянское кино»? То, что родившиеся в 80-х не знают сценариста, я ещё могу понять: Гуэрра как сценарист долго находился в тени режиссёров — светил итальянского кинематографа Джузеппе Де Сантиса, Мауро Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьев Тавиани, а также Микеланджело Антониони, Федерико Феллини. А в Советском Союзе он не особо нравился партийному руководству, поэтому его частые визиты в СССР и совместные кинопроекты освещались сдержанно. Но ведь и золотой век итальянского кинематографа прошёл мимо среднестатистического миллениала. Выпускники киновузов не в счёт. «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт», «Тайна Обервальда», «Идентификация женщины», «Амаркорд», «И корабль плывёт…», «Джинджер и Фред». Перечисление этих киношедевров у миллениалов, воспитанных уже Голливудом, вызывает сдержанную реакцию: «Сбрось пруф, позже посмотрю, о чём это». А ведь киносценарии — это лишь часть безбрежного мира «терра Гуэрра», который неизбежно год за годом размывает прибой человеческого забвения. Поэтому тем более ценно, что собрались творческие люди, которые знали и лично встречались с Тонино Гуэрра — Лора Гуэрра, Елена Камбурова, Ѝван Поповски, — и рассказали такую потрясающую и увлекательную историю — каприччио. Путешественников в волшебную страну «терра Гуэрра» должно быть больше.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали ранее о Театре Елены Камбуровой:
Фантазии о золотой эпохе итальянского кино глазами Тонино Гуэрры