Гастроли екатеринбургского «Коляда-театра» в московском Театральном центре «На Страстном» начались известной всем со школьной скамьи драмой Лермонтова «Маскарад», правда, весьма нестандартно прочитанной режиссёром театра. Екатеринбургский режиссёр и драматург Николай Коляда известен своим умением создавать яркие и необычные спектакли обходясь минимумом декораций и реквизита. К этому его приучила аскетичность бюджета частного театра. За многие годы существования театра этот аскетизм сценического реквизита и буйство творческой энергии стали почерком «Коляда-театра». Итак, шурша по полу шерстяными носками на сцену паровозиком выходит лицемерное светское общество лермонтовского «Маскарада». Действие разворачивается…
Как то после просмотра «Маскарада» я признался Николаю Владимировичу, что никак не ожидал такой глубины пьесы от совсем молодого Лермонтова. «Вы бы знали, сколько я туда своего добавил!» — вздохнул Коляда. А добавил он действительно немало. При этом сам текст остался практически неизменным — так современные диджеи меняют ритм и аранжировку старых песен, добавляют повторы наиболее значимых строк. Но образные решения и неожиданные мизансцены, «добавленные» режиссёром, заставляют видеть прочтённые в школьные годы строки совсем по-другому. В сцене признания Нины в любви к Евгению, например, она вырастает до великанши в подвенечном платье: Арбенину просто не дано совладать с такой гигантской любовью, рядом с ней он выглядит лилипутом. Да, он любит её, но роковое стечение обстоятельств и условности светского маскарада ломают это единственное человеческое чувство Евгения Арбенина. И… ассоциации при смотре спектакля могут возникнуть у каждого свои, обсуждать их, пожалуй, бесполезно. Главное, что пьеса, написанная молодым, двадцатилетним поэтом, лишь много позже превратившегося в бронзовые памятники на бульварах, снова берёт за живое, заставляет думать. Ведь как вспомнишь какую ерунду писал в школьных сочинениях типа «Герой и толпа в поэме «Маскарад»», так становится за себя стыдно. И хочется поблагодарить Николая Владимировича за то, что вернул нам драму Михаила Юрьевича из нашего школьного прошлого в наше взрослое сегодня.
Больше публикаций о живом классике театра можно найти по тэгу «Николай Коляда».
Текст и фото: Сергей Щенников