Альбине Николаевне Перепелициной давно за семьдесят, она на пенсии и занимается своим самым любимым делом, которое не терпит суеты, – она собирает травы.
«Вы отдохните с дороги, а Альбина Владимировна, как по хозяйству управится, так и подойдет», – объясняет мне мой «суздальский проводник» Павел Николаевич. Современная деловая женщина по достоинству оценит такой порядок выхода на работу. Не к девяти ноль-ноль, сломя голову, а «как по хозяйству управится». Альбина Николаевна и Павел Николаевич Девятов – давние друзья и единомышленники. Девятов – один из основателей старейшего российского конвивиума Slow Food в Суздале. А Альбина Николаевна – главная травница в суздальском конвивиуме. Она водит приезжающих в Суздаль сторонников «здорового и неспешного образа жизни» по заповедным лугам Ополья – уникального природно-ландшафтного района во Владимирской области. Её любимый луг расположен всего в нескольких километрах от Суздаля, возле деревни Кидекша.
«Для сохранения душевного спокойствия каждый человек должен найти себе такой луг и посещать его минимум четыре раза в год, на смене сезона», – объясняет Альбина Владимировна. На свой луг она ходит гораздо чаще – не только с экскурсиями, но и одна. Эти луга расположены между петлями реки Каменки – притока знаменитой Нерли, той самой, на которой стоит храм Покрова-на-Нерли.
«Это намоленные места, – объясняет Альбина Владимировна, – они омыты колокольными звонами, травы здесь обладают особой целебной силой. В старые времена местными дикоросами даже оброк платили».
К косметическим природным средствам Альбина относится скептически: «Главное средство для красоты – это успокоение. Будет душа спокойной – будет и лицо красивым». Разве поспоришь с этим?
Свой рецепт «отвара успокоения» она именует «кратким курсом ВКПБ», потому что в состав входят: Валериана, Конский каштан, Пустырник и Боярышник: «Попьешь такого отвара на ночь – и засыпаешь как младенец!»
«Еще хорошо помогает фиточай, в который должны входить душица, липа и зверобой», – объясняет травница. Готовых пропорций она намеренно не дает, оставляя каждому простор для фантазии. Считает, что сила трав не в составе, а в отношении: «Главное – собирайте с радостью, заваривайте с душой!»
В обучении травознанию, по мнению Альбины, у каждого должен быть свой путь, который начинается с простого общения с природой и изучения литературы. Желательно – привязанной к местности. Для нее важным было чтение книг земляка, «певца владимирских проселков», писателя Владимира Солоухина.
С особой любовью писатель говорит об иван-чае, из которого готовили традиционный русский чай – копорский, упоминаемый в летописях с XII века. Копорским он назывался в честь поселения Копорье в нынешней Ленинградской области, основанного князем Александром Невским после победы над крестоносцами. Некоторые историки утверждают, правда, что не чай назвали в честь села, а само Копорье получило свое название из-за кипрея. Доходы России от экспорта «русского чая» в Европу опережали доходы от продажи пеньки, золота и мехов вплоть до конца ХIХ века. Кстати, китайский и индийский чаи появились в Европе на пару веков позже «русского».
Не менее полезным и бодрящим Альбина считает «кофе» из корней одуванчика и цикория. «Этого добра у нас дополна, а убеждение, что пьют растительные чаи и кофе лишь по бедности, постепенно уступает место уважительному отношению к фитонапиткам, – говорит Альбина. – Немало полезных рецептов было незаслуженно забыто. Молодая крапива, например, или «стрелки» папоротника, которые за бесценок уходят за границу».
«Ой! Не буду дальше перечислять, вдруг какую травку забуду и обижу! – восклицает Альбина. Но тут же, не удержавшись, продолжает: – А сныть, которой питался еще Серафим Саровский? В монастырях ее квасили на зиму, как капусту, ради витаминов. Сегодня ярко желтые цветы калужницы болотной обходят стороной из-за ядовитых стеблей, а раньше ее нераспустившиеся цветочные бутоны варили и мариновали в уксусе, добавляли пряности и использовали как приправу вместо каперсов».
«В фитотерапии знания переходили из поколения в поколение, – объясняет Альбина, – слишком много в ней тонкостей: в зависимости от времени сбора одному растение принесет пользу, а другому – навредит. Недаром «травознаев» раньше считали колдунами, кто еще ночью в лес за корешком или травой пойдет?»
«Многие знания теряются из-за нарушения связи поколений, – поддерживает травницу Павел Николаевич Девятов. – Поэтому и к природоохранным мероприятиям мы стараемся привлекать детей – вместе со взрослыми они сажают деревья, следят за состоянием лугов и лесов, восстанавливают популяцию белой кувшинки в местных водоемах. И между прочим, все не напрасно, результат можно увидеть! В местных реках снова начали появляться исчезнувшие было раки».
P.S. Про Павла Девятова надо, конечно писать, отдельно. Он — «знатный гусовод», то есть разводит гусей и поддерживает традиции гусиных боев на Руси. Разведение «боевых гусей» — старинная мужская традиция на Руси, благодаря которой гусеводство не вымерло. Но это отдельная тема…
Сам Павел Николаевич занимается проектом «Птичий двор», цель которого сохранение в области разнообразия птичьих пород. О необходимости биологического разнообразия он знает не по наслышке – он кандидат сельскохозяйственных наук, до выхода на пенсию руководил отделом во Владимирском НИИ сельского хозяйства. Павел Девятов ратует за разведение разных пород домашней птицы – кур, индюков, уток, фазанов, перепелов, но его любимцы – гуси. Он – вице-президент ассоциации гусеводства России и один из организаторов древней традиции гусиных боев во Владимирской области. «Селекцией на крестьянском подворье всегда занимались мужчины! – отмечает Павел Девятов. – Скрещивали разные породы, чтобы получить новую, подходящую для местных условий, сохраняли генофонд. И традиция проведения гусиных боев, мужская забава, возможно,
помогла сохранить популяцию гусей на Руси в условиях развития бройлерного птицеводства. В гусиных боях нет крови, как в петушиных сражениях. Гусю-победителю достаточно признания своей победы побежденным, а нарушитель этого правила дисквалифицируется, и больше не допускается к боям.
В рамках движения «Слоуфуд» Павел Девятов проводит дегустации сельскохозяйственной продукции. Он считает, что люди должны понимать «вкус разницы» молока, мяса и яиц, произведенных промышленным и традиционным способом.
Глобализация и универсализация гибельны для жизни, считает он. Коммерческие монокультуры губят все остальные породы, разнообразие крестьянских подворий исчезает, отношение к природе упрощается. Вместо крестьянина, связанного с землей пуповиной, появляется равнодушный нанятый работник.
Текст и фото: Сергей Щенников.
Фитотерапия — вещь очень тонкая, особенно сели речь идет о подготовке лечебных сборов. Все по наитию, чуйка работает. Как у собак или кошек, которые в деревенских условиях не пользуются услугами ветврача, а лечатся травками от всяческих болезней. А вообще — тема потрясающая и автору назкий поклон.