В Московском академическом театре сатиры прошёл пресс-показ нового спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина» по произведениям М. Е. Салтыкова — Щедрина.
Выступивший перед спектаклем художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров представил журналистам работу молодого режиссера Евгения Закирова, а заодно предложил обратить внимание на недавно отремонтированную сцену «Чердак Сатиры». Возможности и машинерию предмета гордости художественного руководителя продемонстрировали буквально через несколько минут. Впечатлило. На малой сцене органично вписались два поворотных круга, которые легко перемещают фургончик бродячих артистов, световые приборы, которые без занавеса делили пространство сцены на зоны, расставляя акценты, а легкие полотнища с помощью света превращали в теплую комнату или зыбкую толщу холодной воды.
Для постановки Евгений Закиров написал инсценировку своих впечатлений от школьного прочтения Салтыкова-Щедрина. По замыслу режиссёра повествование ведёт внутренний ребёнок писателя, который не может смириться с несправедливостью взрослого мира. Визуализацией внутреннего голоса писателя стал мальчик из «Рождественской сказки». В его снах и фантазиях оживают герои произведений писателя «Премудрый пискарь», «Верный Трезор», «Коняга» и «Дикий помещик». Впечатлительный мальчик близко к сердцу принял церковные проповеди отца Павла о хорошем и плохом и решил перенести эти принципы в реальную жизнь. (Невольно возникла ассоциация с Маяковским: Крошка сын к Отцу пришел, и спросила кроха, Батюшка, что такое хорошо и что такое плохо). Оказалось, что родные и близкие придерживаются других, взрослых, и потому совершенно непонятных ребенку, правил. Да и сам священник на проповедях и школьных уроках богословия говорит то, что ему положено по сану и должности. Внутренний ребёнок писателя, главный герой «Рождественской сказки» ищет правду, но она отличается от той, в которой живет его окружение. Внутренний разлад между идеалистическими представлениями мальчика и «взрослой реальностью» определяют мировоззрение героя и его альтер-эго. Детская психологическая травма определяет острое ощущение несправедливости мира самим писателем и лежит в основе его коротких но ярких новелл, которые он сам называл «сказками для детей изрядного возраста».
Евгений Закиров рассказал после спектакля как появились фантасмагорические маски на персонажах. Сложилось впечатление, что не актёры выбирали маски, а маски выбирали себе актёров. Елену Ташаеву выбрали маски Щучки и Верного пса Трезора. Карину Муса выбрала Коняга. (Режиссер и педагог Александр Коручеков помогал актёрам работать с масками). Появление на сцене «Человека-паука» — персонажа из голливудского блокбастера — среди сказочных героев Салтыкова-Щедрина выглядит логичным, если принять, что это маска подростка, который пытается исправить несправедливости окружающего его мира. Смена масок и образов (художник по костюмам – Ирина Уколова) позволяет всего шести актёрам наполнить сказочный мир на сцене гораздо большим числом персонажей.
У блогеров и журналистов после просмотра возник вопрос, а можно ли показывать такого Салтыкова-Щедрина школьникам? Не слишком ли жёстко и реалистично показаны сцены смерти живых существ на живодёрне, на рыбалке, да и сам мальчик умирает мучительно. На мой взгляд, проблема объясняется как острым дефицитом репертуара для детей и школьников, так и неподготовленностью массового зрителя. На философскую оперу «Сказки Гофмана» некоторые мамаши «ничтоже сумняшеся» приводят дошкольников: «Так ведь написано на афише — сказка!» Создатели спектакля предусмотрительно обозначили жанр как #несказка, поставили возрастное ограничение «16+», а в анонсе написали «Эти сказки предназначены не для маленьких детей, они предназначены для взрослых: каждый из нас был ребенком, в каждом из нас этот ребенок живет».
А Евгений Закиров, отвечая на вопрос о возрасте зрителей-школьников, сослался на фразу одного из персонажей «Рождественской сказки»: «Без пачпорта ходить нельзя». Наши школьники получают паспорт в 14 лет. А вот когда они в достаточной мере будут знакомы с творчеством писателя Салтыкова-Щедрина? С нынешней системой школьного образования изучение литературы стало, мягко говоря, факультативным, а для некоторых специализаций практически исчезло. И раньше-то литературу на уроках «проходили», а сейчас отмечают галочкой. И на мой взгляд, театр стал единственным местом, где старшеклассники могут получить побудительный мотив к чтению классики, эмоциональный заряд к её пониманию.
Поэтому мой вывод — смотреть обязательно. Салтыков-Щедрин предупреждал только, что его сказки «предназначены для детей изрядного возраста». А когда внутренний ребёнок в каждом из нас достаточно повзрослеет, предстоит определять каждому самостоятельно.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали ранее:
«Война и мир» для школьников в «Модерне»
Гордость и предубеждения Льва Толстого
Не там мы в школе «дно» искали