
Открывая нынешний театральный сезон, художественный руководитель «Театра Луны» Сергей Проханов пообещал зрителям премьеру спектакля о знаменитом итальянском авантюристе, прославившемся своими любовными похождениями – Джакомо Казанове. В интервью «Вести Москвы» Сергей Борисович раскрыл интригу будущего спектакля, рассказав о своём выборе актёра на главную роль ловеласа и философа, а также о секретном источнике вечной молодости, который обнаружил стареющий Казанова. У Проханова — как драматурга — сложилась своя метода – он не пишет пьесу, чтобы, дав ей отлежаться в столе, раздать актёрам для заучивания. Он создаёт спектакль в процессе общения с актёрами, художниками, фанатами своего театра. Если подвернётся журналист, пришедший чтобы взять интервью у художественного руководителя театра накануне его дня рождения, то «драматург» Сергей Проханов готов и на нём проверить восприятие своего творческого замысла и подхода. Не факт, что до премьеры все нынешние сюжетные повороты спектакля сохранятся неизменными. Поэтому просто предоставим автору, режиссеру и художественному руководителю Сергею Борисовичу Проханову возможность рассказать о будущей премьере спектакля «Казанова и «Икосамерон».
- Спектакль оказался труднее, чем я ожидал. Мне трудновато, а это значит, что трудновато не только мне, а всем – актёрам, художникам. Законченного сценария-то ещё нет, он оформляется, переоформляется. Но, тем не менее, команда артистов складывается уже, а главное сложилась команда «первачей»: Александр Песков играет Казанову. Терехова Анна, Елена Захарова, Елена Кондулайнен играют основных героинь. Есть еще молоденькие актрисы. А среди асов – Михаил Полосухин, который сейчас известен в кино, Максим Щеголев, такой высокий и весьма заметный. Могу точно сказать, что все фактурные актёры нашего театра будут на первом плане, а у нас они есть. Как у нас говорится, «не фактурен – не подходи». В этом спектакле мы выведем лучший цвет нашей молодежи и актеров, которые таковыми уже не считаются.
В спектакле мне хочется показать не только какой Казанова был Донжуан. «Донжуанистость» этого персонажа знают все, но многие не знают, что он был фактически второй Ломоносов. Он писал стихи, рисовал, он знал физику и математику, астрономию, знал медицину и врачевал. Представляете, какой объем знаний и умений! Мы его знаем ещё и потому, что он придумал государственную лотерею, в которую мы сейчас по телевизору играем. Еще он пытался григорианский календарь переделать, но ему не удалось.
Спектакль построен как попытка разгадать внутренний мир незаурядного человека, отсидевшего под свинцовыми крышами тюрьмы Пьомби, то есть «свинцовой тюрьмы». В Венеции была такая тюрьма с крышей из свинцовых плит, и все знают, что там сидел Казанова, которому удалось оттуда бежать во время землетрясения. Он «смылся» и мы показываем, как ему переделали мозги эти свинцовые крыши. По нашему сюжету он попадает в своей голове в Россию, где он уже был когда-то, но события путаются в голове и все ведёт к тому, что в его возрасте очень не хватает одной вещи – эликсира вечной молодости, который он пытается разыскать. Хотя Казанова и понимает, как учёный, что это практически невозможно, но он к этому стремится. Узнав, что была такая страна Гиперборея, он стал писать книгу о поиске этой таинственной земли. По его предположению Гиперборея находилась на Кольском полуострове. Именно оттуда пошла мировая культура и национальная российская культура, там жили мужчины и женщины с крыльями, там всегда было 28 градусов тепла. Но потом произошел сдвиг земной коры, и Гиперборея ушла вглубь Земли. Казанова берёт и пишет собственный роман — фантастический утопический роман «Икосамерон» о путешествии вглубь Земли. Созданию этой книги он посвятил большую часть своей жизни, это пять томов, которые до сих пор не переведены на русский. Мы кое-что перевели, конечно, по этой книге мы тоже кое-что ставим, и вполне естественно что «Икосамерон» вошел в структуру нашего спектакля. Икосамерон – это и есть та самая Гиперборея, о которой мечтает весь мир, поскольку там знают секрет вечной молодости и красоты. Екатерина Вторая посылает на поиски целую экспедицию, которая гибнет. Джакомо Казанова описывает это в своём романе, пишет там совершенно фантастические вещи, предсказывая даже рождение телевидения – и это в то время, в восемнадцатом веке. Он там такого, простите, поднаврал, то есть насочинял, что только через сто лет Жюль-Верн повторил его книгу. Через сто лет! Тем самым Казанова заявил о себе как о писателе-фантасте и драматурге. Он пытался ставить роман на сцене, но премьера не удалась. Объем текста был очень большой, в его распоряжении не было технических средств сегодняшнего дня. У нас всё это есть, поэтому мы смело смешиваем разные события из его жизни и из его книг. Собираемся весной выпустить.
Основная нить будущего спектакля – это мои размышления на эту тему. Чисто биографически спектакль не построишь никогда, потому что про Казанову уже столько наврали, а сюжета как такового никто и не написал. Кроме, пожалуй, нашей Марины Цветаевой. Были мелкие романы. А у нас будет эпическое полотно, как говорится, очередной вымысел на фоне фантастической личности. Мы сможем то, что никому ранее не удавалось, мы же «Театр Луны», на нас Луна по-особому влияет…
На фото: «Работа над спектаклем оказалась труднее, чем я ожидал!» Вот так буквально нелегко проходит работа художественного руководителя «Театра Луны» Сергея Проханова над ролью легендарного Джакомо Казановы, которого исполняет актёр театра Александр Песков.