Художественный руководитель «Театра Луны» Сергей Проханов определился с исполнителями главных ролей в своём будущем спектакле «Казанова и «Икосамерон». С исполнителем роли Казановы Александром Песковым и исполнительницей роли Екатерины Второй Еленой Кондулайнен порталу «Вести Москвы» удалось встретиться. Чтобы узнать, чем брал женщин Казанова и был ли у него роман с нашей императрицей Екатериной Великой.
Александр Песков в «Театре Луны» играет в спектаклях «Рубиновый вторник» и «Жена на бис», а начинал в «Ночь нежна». Вне театра играет «Любовь по системе Станиславского», «Инновация». В общей сложности более 50 ролей в театре, около ста в кино. Конечно, у меня возник вопрос: «А почему легендарным обольстителем женщин на сцене будет именно он? Что у него есть такого, чего нет у других мужчин?» Попробую сам себе ответить издалека. Вот, например, в опере, когда два героя борются за внимание женщины, то тенор, обычно проигрывает, а бас, или хотя бы баритон в такой ситуации – это альфа-самец и все барышни его. Возьмем «Евгения Онегина». Тенор Ленский безрезультатно волочится за Татьяной и гибнет, «стрелой пронзённый» на дуэли с баритоном Онегиным, а под венец Татьяну ведёт бас Гремин. Это я к тому, что с голосом у Александра Пескова всё в порядке – он явно не тенор, в чём можно убедиться на его музыкальном проекте «Я вам играю эту роль».
А вот как сам «Казанова» рассказывает о работе над спектаклем под руководством художественного руководителя театра Сергея Проханова.
- Когда Сергей Борисович позвонил мне с предложением сыграть роль Казановы, я был в кинотуре по Дальнему Востоку. Я на его предложение сразу ответил: «Конечно, с большущим удовольствием!» Правда, тут же перезвонил ему сам: «А вы это серьезно?» А потом начался процесс. У Сергея Борисовича методика написания пьесы нетипична. Обычно думают стереотипно: автор где-то у себя в кабинете написал пьесу, положил в стол, чтобы отлежалась, а потом принёс в театр и режиссёр ставит. Но Сергей Борисович пишет иначе: вызывает всех на репетицию, куда приносит записи сцен, которые подготовил дома. Мы все в процессе его сочинения, под его режиссурой начинаем эти сцены проживать, проигрывать. На этих читках он для себя проверяет, в верном ли направлении движется, правильно ли подобраны актёры на роли, выверяется текстовую нагрузку, векторы течения темы. Фантазий у автора бывает много, но надо найти нужную для окончательной, сценической версии – это величайший труд, которому больше всего посвящено времени как Сергея Борисовича, так и нашего. При этом автор, конечно, Сергей Борисович, а мы персонажи, то есть те люди, которые в лицах предстают перед ним живьем, а не только в его фантазиях, когда он за столом пишет пьесу. Шаг за шагом мы встаем на ножки, разводим мизансцены и приближаемся к полноценной сценической версии, а потом стремглав помчимся к премьере. Я с Сергеем Борисовичем работаю в его театре не первый год, но, к сожалению, это первый раз, когда я изначально, с нуля участвую в процессе написания им пьесы. Я вводился в его спектакли, которые уже шли в его театре. У меня в театре есть пара других спектаклей, но других режиссеров. Я считаю, что много потерял. Сергей Борисович и актер потрясающий, и как режиссер работает «от актера». С его бурлеском фантазии нам очень интересно с ним контактировать. Во мне он в процессе репетиций находит поведенческую структуру персонажа, а мне остается радоваться и благодарить судьбу за этот творческий контакт. В спектакле Казанова мужчина лет 53-57, по меркам того времени уже престарелый человек. То есть далеко не тот молодой скакун-жеребец, которым изображал себя он сам и его современники в своих сочинениях. Он – философ, ученый и романист, который думает о теме мироздания и ищет эликсир вечной молодости. Этот поиск ведёт его в недра Земли на севере России.
Екатерину Вторую в спектакле сыграет Заслуженная артистка России Елена Кондулайнен, играющая в «Театре Луны» в спектаклях «Губы», «Шантеклер». Прекрасный выбор, на мой взгляд, хотя бы потому, что Кондулайнен (как впрочем и Екатерина Великая) в своей стране считалась «иностранкой». Википедия называет Елену ингерманландкой по национальности, а сама она объясняет проще: «У меня в крови всё смешалось – немцы, англичане, шведы, финны». По семейному преданию одна из её родственниц была принцессой Ингерманландии, но семье пришлось скрывать аристократическое происхождение в советское время. Есть ещё один аргумент в пользу назначения Елены Ивановны (или Лемби Тутувилху) на роль Екатерины Второй. Кондулайнен не привыкать играть цариц, она играла Марию Стюарт, сказочную принцессу в спектакле «Принцесса и тень» Шварца, Клеопатру в пьесе «Игра теней» Юлиуса Эдлиса. А недавно Елена Кондулайнен побывала на студии «Мосфильм», где примерила на себя роль другой российской императрицы – Екатерины Первой. А образ Екатерины Второй в этом списке венценосных портретов уже не неожиданность, а просто «повышение в должности».
Первый вопрос к актрисе, входящей в роль российской императрицы и изучающей свидетельства той эпохи, конечно же, об отношениях с легендарным ловеласом Казановой.
- Попала ли российская императрица в донжуанский список Казановы?
- Мы ищем все ответы в процесс репетиций, — ответила актриса. – Вокруг Джакомо Казановы много всего недосказанного, упущенного историками. Да и сама Екатерина была скрытной, скрывала свои романы. Был ли у неё роман с Казановой? Скажем так: есть возможность сомневаться. И когда говорят «не было», и когда говорят «было». Но факт, что между ними была публичная встреча. Поэтому интрига сохраняется, остаётся возможность думать, что были и другие встречи за кулисами официальных протоколов
- Как проходит работа над ролью и над спектаклем в целом?
- Мы все соавторы. В процессе репетиций Сергей Борисович даёт возможность примерить текст на свою индивидуальность. Допускаются изменения текста. Сергей Борисович так и говорит: «Не учите текст!» А я по работе в кино привыкла учить, там это важно – перед началом работы с режиссёром выучить роль. У меня же было более шестидесяти работ в кино, среди которых были и сериалы по 24 и 36 серий. Поэтому мне не привыкать учить наизусть огромные роли. Я, например, в Достоевского, славящегося трудными текстами, за несколько дней вводилась и успевала всё выучить.
- А костюм Екатерины Великой уже примеряли?
- Нет, мы пока читаем. Репетиций в костюмах пока не было. Но платье и образ предшественницы Екатерины Второй я уже примеряла на студии «Мосфильма».
Текст: Сергей Щенников