В театре «У Никитских ворот» родился новый шедевр – спектакль «Каштанка.собака.ру» по рассказу Антона Чехова в постановке Марка Розовского.
Марк Розовский создал удивительный спектакль, сохранив героев и тексты Чехова, но превратив его в яркое музыкально-танцевальное событие для всей семьи. Музыку написал Максим Дунаевский специально для этого спектакля. И она постоянно звучит вживую, за что отдельное спасибо концертмейстеру Татьяне Смольской.
На московских сценах я видел полдюжины реализаций чеховского рассказа про рыжую собачку. Однако у Розовского спектакль получился не просто весёлым, но и очень искренним и честным. Здесь не скрывают, например, «живодёрские» сцены с Федюшкой. Только вместо нюхательного табака в исходном чеховском тексте Федюшка заставляет собачку курить папиросы, чтобы не пришлось нынешним детям объяснять, что такое нюхательный табак. Сам Чехов в рассказе «Каштанка» не стремился нарочито поучать и обличать. И создатели спектакля следуют здесь за автором, стараются чтобы зрители – дети и взрослые – во время спектакля учились чувствовать, сопереживать и любить ближнего. Да, чеховские герои ведут себя не лучшим образом. Столяр Лука Александрыч откровенно выпивает, Каштанку он по-своему любит, ведёт с ней назидательные разговоры, но под горячую руку может и пнуть. Его сын Федюшка мучает собачку, заставляет её глотать кусочки мяса на верёвочке и курить. Но делают они это не со зла. Федюшка явно берёт пример с отца и не понимает грани между игрой и жестокостью. И артисты на сцене не осуждают их прямо, а вроде как советуются: хорошо ли это мучать животных и пить спиртные напитки? И дети, и взрослые из зала хором отвечают на эти вопросы в духе «что такое хорошо и что такое плохо».
В театральной трактовке Каштанка наделена трагикомичной судьбой: благодаря его величеству Случаю неприкаянная собака оказывается на арене цирка, заслуживает не только кров и еду, но аплодисменты и успех. Однако в итоге понимает, что семья и родной дом значат для неё намного больше, и, испытав сытость, сладость признания и звёздного успеха, Каштанка возвращается домой.
Актёрская игра достойна всяческих похвал. Начнём с самых молодых актёров – 2022-го «года призыва» – Анастасии Добрыниной и Богдана Ханина, которые за короткий срок успешно влились в коллектив и волшебным образом перевоплотились в Каштанку и Гуся Ивана Иваныча. У каждого из этих героев свой характер и свой рисунок взаимодействия с другими персонажами. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Диапазон игры очень широк: от комедии до трагедии. Сцена страданий и смерти Ивана Ивановича – одна из самых сильных в спектакле, вызывает сопереживание и цирковых коллег на сцене, и зрителей в зале. А как убедительно (и буквально) Гусь «склеил ласты», добавив толику юмора в невыносимо грустную сценку!
Мне повезло побывать на предпоказе, поэтому состав актёров может отличаться от премьерного. Станислав Федорчук замечательно сыграл мудрого и понимающего автора – Дядю Антона. Владимир Давиденко мастерски сыграл Столяра — кроме создания образа бесхитростного Луки Александрыча он ещё мастерски настрогал рубанком стружек для создания атмосферы столярной мастерской. Федюшку задорно и искренне сыграл Максим Якимов, раскаявшись и заслужив прощение за свои грубые выходки. Денис Сарайкин изобразил Хозяина, Мсьё Жоржа. Это мудрый и добрый цирковой клоун, который дрессирует животных для своих выступлений, но при этом не обижает их. Он посочувствовал Каштанке, приютил её у себя и, заметив у неё способности, дал Каштанке сценическое имя Тётка и шанс стать звездой манежа. Очень интересным получился Кот (Валерий Толков). Он уже не молод, команды исполняет с явной неохотой, только снисходя к просьбам Хозяина. Цирковое искусство Фёдор Тимофеевич откровенно презирает, обожает резонёрствовать и сачковать, причём делает это с неописуемым артистизмом. Придуманный Котом ленивый номер с Фараоном, вместо трудозатратного участия в «египетской пирамиде» заставляет смеяться до колик. Потрясающе сыграла Николина Калиберда, её Хавронья Ивановна неожиданно превратилась из второстепенного персонажа без слов в едва ли не самого яркого, искромётного артиста цирковой труппы Мсьё Жоржа. Её фраза «Какой успех! Я лучше всех!» превратилась в незабываемый мем.
Кроме преображения Хавроньи, хотелось бы отметить появление новых персонажей – бродячих собак, например. Их яркий и искромётный номер – танец на костылях – просто невозможно забыть. А Каштанке они представляются как хулиганы «на районе»: «У тебя есть колбаска? А если найду?» Ещё один персонаж родился из короткой чеховской реплики в цирке, обращённой к Мсьё Жоржу: «Сейчас выход мисс Арабеллы. После нее — вы!» На сцене Театра «У Никитских ворот» эта мимолётно упомянутая Мисс Арабелла превратила свой «выход» в потрясающий номер с фокусами, жонглированием яркими предметами и приглашением детей из зала на сцену. Живую атмосферу цирка создавали яркие и весёлые Клоунессы, которые ни минуты не давали скучать залу. А костюмы, которые можно отдельно разглядывать! А трогательная заключительная песенка-караоке, которую зрители хором пели вместе с артистами! А поворотный круг для арены цирка! Боюсь пересказывать все трюки и гэги, чтобы не лишить будущих зрителей удовольствия. Получился удивительно атмосферный, весёлый музыкальный спектакль, который надо обязательно смотреть! А посмотрев, забыть его уже невозможно. «Какой успех, какой успех!»
Действующие лица и исполнители:
Текст и фото: Сергей Щенников
Псковская «Каштанка» приедет в Москву, а московские «Матрёшки» отправятся в Псков