«В театр МОСТ, я мечтал попасть давно. Очень много отзывов слышал о нём, поэтому боялся ошибиться с выбором первого спектакля…»
Своими впечатлениями решил поделится наш постоянный автор Михаил Муха, которому «Вести Москвы» посоветовали начать знакомство с Театром МОСТ со спектакля «Достоевская. Сны Анны» о любви великого русского писателя и его жены».
«Мои завышенные ожидания полностью подтвердились, — рассказывает Михаил. — «Достоевская. Сны Анны» — великолепный спектакль. Игра актёров — потрясающая. А театр МОСТ — это молодые артисты, которые горят театром. Я это говорю как занудный, придирчивый зритель, но азартный любитель театра. Мне эта театральная молодёжь напомнила Театр на Юго-Западе в лучшие его годы — в начале пути, при Беляковиче. Надеюсь, театралы поймут, о чём я говорю, хотя сравнивать талантливые коллективы — это дело неблагодарное. Ведь все хороши на своём месте.
Спектакль получился очень яркий, «выпуклый», и в то же время сбалансированный. Очень сильное впечатление на меня произвёл Достоевский — молодой актёр, азартный. В моём понимании, он не сразу разыгрался, но с каждой сценой становился все объёмнее и убедительнее. Хотя может это было так и задумано. Мне очень понравилось, что все актёры молодые и при этом все они — до мозга костей — театральные ребята, им нравится театр, они не понтуются на сцене, они внутри артистичные.
Шесть жен Достоевского — отличный ход! Я понимаю, что режиссёру Георгию Долмазяну нужно было всех артисток занять, их в самодеятельных театральных коллективах всегда больше, чем артистов. Но ведь великолепно отыграли этот момент! Каждая играет свою грань, а потом всё замыкается на заключительную жену! А Георгия Долмазяна я для себя отметил, как режиссёра, работы которого просто нельзя пропускать!
Невольно вспомнилась история, как я, будучи курсантом, ставил мюзикл «Белоснежка и семь гномов». Время было советское, и это было курганское военное авиационное училище, а Курган — это по другую сторону Урала от Москвы. Как я — москвич, оказался в Кургане — это отдельный вопрос. И вот я — ни разу не режиссёр, обычный курсант, решил устроить душевный праздник для всех. Завёл ребят, мы — мужики — сочинили сценарий и дальше всё пошло на кураже и энтузиазме без всяких писем на официальных бланках с синими печатями.
На курганском радио мне записали музыку за коробку конфет! Впрочем, даже не за конфеты — это мы потом с конфетами вместе чаёвничали. Я приходил к людям со своей творческой проблемой, а они рассказывали о своих — и мы находили общий язык! Всё было на чистом энтузиазме, я из училища в «самоходы» ходил через забор что бы подружиться с театром и радио, не было никаких официальных писем и требований. Помогала форма — одно военное училище на весь город и моя курсантская форма была лучшим пропуском на всех проходных. Я нашёл в городе радио, говорю «мне нужен главный редактор» и меня пропускают, хотя мне главред и не нужен, дальше иду по коридору, читаю надписи — ага! — «монтажная», значит мне сюда!
«Здравствуйте, барышни, я из училища, мы музыкальный спектакль хотим ставить — мне музыка нужна!» Выслушали и согласились помочь. Потом уже к ним на посиделки с конфетами приходил. Заразил их свои энтузиазмом, они даже после работы оставались. Можете представить, женщина звонит соседке, мол, задержусь, и просит своего родного школьника-оболтуса после школы встретить и покормить! А мы в это время чаёвничали, подбирали музыку. Ведь тогда ни интернета, ни плейлистов не было, мы всё вручную искали. Заодно мне дали послушать подборку производственных ляпов — у них набралась целая бобина оговорок ударников. Представьте, там если «мля» и «твою мать» вырезать, то остаётся только слово «трактор», а ведь этим бедным женщинам с этим передовиком производства интервью сделать надо кровь из носа!
Следующим этапом был поход в курганский театр драмы — это серьёзный, государственный театр, с колоннами, почти как Большой в Москве, но маленький. А у меня только наглость, помноженная на курсантскую военную форму. Кстати, девушку для роли Белоснежки мы в училище так и не нашли, поэтому её играл белобрысый субтильный курсант — чуваш с белыми бровями. Такая находка режиссёра. И вот я прихожу в костюмерный цех театра. Объясняю, что нужен костюм Белоснежки для курсанта — сорок второго размера пацанчик, но будет играть девочку. Вот только размер обуви 44. Найдёте? А на меня женское платье найдёте? Я мачехой буду…
Попробуйте это представить сегодня. Я пришёл с улицы — мне без всяких расписок всё нашли и выдали. Причём всё собрали за один заход, потому что с увольнительными у меня была беда, каждая вылазка в город — через забор училища. Такая вот волшебная сила искусства!
И вот, наконец, я с этим огромным тюком на улице, а меня ни один таксист везти не хочет — явно ведь мужик что-то украл и в скатерть завернул!..
Я это рассказываю не ради хвастовства или ностальгии, а чтобы вы почувствовали ту атмосферу, в которой создавался этот мой первый и единственный в жизни мюзикл. И вот подобный азарт и любовь к театру я снова — спустя много лет — почувствовал в театре МОСТ. Я понял что этим ребятам нравится играть! Не за деньги и не из под палки! Просто они влюблены в театр!
О спектакле «Достоевская. Сны Анны» мы писали здесь: Великая женщина великого писателя
Ещё больше о Театре Мост можно прочитать в нашей рубрике Театр МОСТ
А о Михаиле Муха «Вести Москвы» писали здесь: