По подсчётам театральных режиссёров знаменитую чеховскую «Чайку» ставили на сцене минимум 73458 раз. Но воплотить её в жанре мюзикла удалось лишь однажды. На это отважился южнокорейский режиссёр Те Сик Кан в «Театре Луны».
Ставить Чехова — дело необыкновенно сложное. Даже на то, чтобы смотреть Чехова на театральной сцене в подавляющем большинстве случаев зрителям требуется интеллектуальное усилие. Не секрет, что великий русский писатель был начинающим драматургом, и «Чайка» была его второй пьесой. Также как и первая она первоначально провалилась у публики.
Почему? Наверное потому, что в борьбе зрелого писателя с начинающим драматургом победил литератор: конфликты, чувства героев и любовные перипетии скрыты за длинными философскими монологами и «писательскими» описаниями природы, даже ключевые для развития сюжета моменты не «показаны», а «прописаны». Например, всю трагичную историю Нины Заречной после вручения Тригорину медальона с призывом «приди и возьми мою жизнь» зритель не видит перед собой на сцене, а «вычитывает» из диалогов Дорна и Треплева. Но с другой стороны, Чехов, по собственному признанию, задумал эту пьесу как занимательную комедию про «пять пудов любви» для чего создал головокружительную комбинацию из пяти историй о неразделённой любви. Здесь все герои влюблены, но каждый любит не того, кто любит его. А любовные перипетии – лучший материал для музыкально-драматического спектакля. И Те Сик Кан, которого не зря называют «самым преданным поклонником творчества Антона Павловича», при работе над пьесой просто принял сторону Чехова-драматурга, бережно выбрав из пьесы заложенные самим Чеховым-писателем «ростки мюзикла» и добавив зрелищности и динамики развитию сюжета. Первой находкой режиссёра стало введение метафоричного метронома в форме фонаря. И ленивая жизнь обитателей загородной усадьбы бывшего статского советника Петра Сорина неумолимо, как поезд, двинулась вперёд, когда фонарь-метроном начал отсчитывать первые секунды жизни «лунной чайки»… Позже, этот же метроном – как знаменитое чеховское ружьё – «стреляет» в последнем действии, задавая роковой ритм скучной сцене игры в лото. Второй интересной находкой стала двухэтажная вращающаяся сценическая конструкция, напоминающая застеклённую веранду загородного дома и наполняющая действие глубокими смыслами и недостающим движением. Можно даже сказать, что обилие прозрачных стеклянных поверхностей создаёт ощущение съёмок современного реалити-шоу, где телевизионным героям невозможно скрыться от любопытных глаз.
Главным же достижением создателей мюзикла стало создание команды творческих единомышленников из лучших представителей жанра, начиная с постановочной группы, куда вошли признанные авторитеты в области мюзиклов: композиторы Георгий Юн и Татьяна Солнышкина отвечали за музыку, за тексты – Борис Рывкин, за хореографию — Дмитрий Масленников.
А какой актёрский состав сложился – просто восторг! Привлечение в премьерные спектакли медийных звёзд со стороны — «легионеров» — уже стало фирменным знаком «Театра Луны», но в данном случае приглашённые актёры выглядят на «лунной сцене» весьма органично. Так Анастасию Стоцкую здесь вообще считают «своей». Руководитель театра Сергей Проханов даже шутит, что Стоцкую в театре вырастили и дали Филиппу Киркорову на время, чтобы тот потом вернул её «на Луну» уже звездой. С кем-то из приглашённых «лунные артисты» сами играют в мюзиклах на других сценах, поэтому взаимопонимание и общая сыгранность чувствовались и во время пред премьерного показа, и давали уверенность в будущей взаимозаменяемости в любых последующих составах.
Мощная, обаятельная, хотя и вульгарная Аркадина в исполнении Стоцкой «задавила» бы всех вокруг своей жаждой любви и актёрского признания, если бы ей в пару не взяли Ивана Ожогина, известного по культовым мюзиклам «Призрак Оперы» и «Бал Вампиров». (Кстати, перед чеховским спектаклем он признался, что перед выходом на сцену по привычке проверяет, не надел ли он по забывчивости вампирские клыки). Его роковой Тригорин уравновешивает мощную харизму Аркадиной и завораживает наивную провинциалку Нину Заречную (очаровательная Анфиса Калимулина) одним взглядом, не оставляя даже шанса на успех Косте Треплеву в исполнении пусть и супер обаятельного Евгения Зайцева (Принц в «Русалочке» — это он). Эти четверо своей великолепной игрой уже могли бы «вытянуть» любовный сюжет мюзикла, но ведь и остальные актёры играют потрясающе. Оксана Костецкая настолько сильно и щемяще играет неизбывную любовную тоску Полины Андреевны, что этой безответной любви хватило бы на отдельную драму и даже… обещанную Чеховым комедию. Так появившись на сцене в «неудобный», интимный момент выяснения чужих отношений, она смогла одной фразой довести зал до коликов: «Вот вам слив на дорогу!»
Настоящим открытием стала Маша в исполнении Ольги Ершовой. На родной «лунной» сцене она хорошо играла мамаш или роли-маски типа тени отца Гамлета. А тут уверенно повела разноплановые драматические сцены, наполненные и тоскливым блюзом, и обречённым гротесковым танго, и безнадёжным романсом. Она не только наполнила жизнью свою Машу, но и придала жизненности остальным связанным с ней персонажам. Рассказанная ею история заблудшей души и неразделённой любви органично вплелась в мощный финальный хор «Только любовь! Только любовь!»
Текст и фото: Сергей Щенников