1). 1993-й год, 14 февраля. Театр родился в подвале на Патриарших прудах. Это официально. Но каждый сбор труппы и ежегодный «капустник» начинается со спора старожилов о возрасте театра: в этом сезоне спорили по поводу 23 или 24 года. При этом каждый из спорщиков имеет свои веские аргументы, каждый ссылается на «своё» значимое событие, от которого ведёт отчёт. Да ещё театральный сезон не совпадает с календарным годом. Поэтому решили, что пусть будет 24, чтобы быстрее настал 25-летний юбилей.
2) 27 спектаклей и 3 юбилея. Столько спектаклей стоят в афише этого сезона, не считая будущих премьер. Спрашивать, сколько всего ставилось спектаклей почти за четверть века – чревато. В труппе может начаться «холивар» среди «резидентов», как и по поводу возраста Театра: сколько старожилов, столько и мнений. Но доподлинно известно, что 3 спектакля-долгожителя отмечают юбилеи: «Оскар и розовая дама» — 10 лет, мюзикл «Губы» — пятнадцать лет, «Ночь нежна» – двадцать.
3) 339 спектаклей для 60 тысяч 715 зрителей сыграно в прошедшем сезоне. Большинство поставил сам Сергей Борисович Проханов. Его постановки стали классикой, золотым фондом «Луны»: «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон», «Дали и испанская королева из Казани», «Таис сияющая», «Ночь нежна», «Старый новый Фауст», «Диагноз: Эдит Пиаф», «Лиромания», «Я… скрываю», «Губы» и детектив «Прокурорская притча». Отдельной строкой можно выделить «спектакли для семейного просмотра»: «Карлсон на Луне», «Оскар и Розовая Дама», «Ваня в сарафане», «Шантеклер», «Аничков мост», «Флайтер» и мюзикл «Мэри Поппинс – NEXT».
4) 93% проданных мест от общей вместимости залов! Такой фантастический, аншлаговый рекорд был зафиксирован в прошедшем сезоне. Правда, такой аншлаг был отмечен в период с мая по июль, когда многие театры закрылись на каникулы, а «Луна» продолжала обкатывать свои премьерные спектакли. «Но тенденция наметилась правильная, надо её сохранять и в новом сезоне», – отметил художественный руководитель Сергей Проханов. В целом, коллектив следует этой директиве, театр регулярно входит в рейтинги самых популярных спектаклей и самых посещаемых театров.
5) 6 ромашек и 3 розочки. «Ромашки» – это награды уникальной премии зрительских симпатий, названной так в память о народном артисте России Анатолии Ромашине, служившем в театре с первых дней его основания. Они вручаются по результатам голосования самих зрителей после просмотра премьерных спектаклей сезона сразу на выходе из зала по двум номинациям — «лучшая женская роль» и «лучшая мужская роль». Своего рода экзит-пол, на который влияют только эмоции зрителей непосредственно во время и сразу после поклонов. В этом году таких постановок было три: «Мне не больно», «Близнецы» и «Карлсон на Луне», а «ромашки» получили Юлия Елхимова и Артур Походня, Евгения Евчина и Артём Чилек, Надежда Луцкая и Захар Ронжин.
А розы, по традиции, вручают на сборе труппы перед началом нового сезона тем актрисам, кто в прошлом сезоне стал мамой. Рождение ребёнка в театре считается почётной миссией по пополнению актёрских династий. «Актёрских» детей охотно берут в детскую студию «Маленькая Луна». Тем более, что в этом сезоне она начнёт работу в новом здании и расширится до детского театра с отдельной сценой и репертуаром.
6) 75 и 7. В труппе на сегодня служит 75 актёров, а на сцене идут спектакли 7 режиссёров. Подсчитать сколько всего актёров выступали на сцене, никто не берётся. Театр Луны не зря считается «инкубатором талантов». А худрук славится своим талантом выбирать звёзд как поштучно, так и целыми курсами, поскольку он вёл мастерскую в ГИТИСе-РАТИ. И в афише есть спектакли с актёрами тех выпусков. Попытка выделить среди актёров лучших вызовет «холивар» уже среди зрителей: у каждого есть любимые исполнители, любимые составы спектаклей. Кстати, у театра есть огромное число поклонников и фанатских клубов, среди которых активностью выделяется «Армия Луны», есть свои фанклубы и у отдельных спектаклей и актёров. Среди «долгожителей лунной сцены» обычно называют Евгения Герчакова, Марка Рудинштейна, Олега Марусева, Ирину Чипиженко и Елену Кондулайнен. Также в Театре Луны в разное время играли популярные актёры Ирина Метлицкая, Сергей Виноградов, Дмитрий Певцов, Анатолий Ромашин, Андрей Соколов, Чулпан Хаматова, Евгений Стычкин, Анастасия Стоцкая.
Великолепную семёрку постановщиков Театра безусловно возглавляет его художественный руководитель. Но на сцене «Луны» успешно ставят спектакли и другие режиссёры. Павел Урсул: «Рубиновый вторник» по мотивам «Полёта над гнездом кукушки» Кена Кизи и «Жена на бис» по мотивам пьесы итальянки Яи Фиастри. Наталья Когут: «Гамлет-точка G», «Антракт». Дмитрий Бикбаев: «Мне не больно», «Карлсон на Луне», «Флайтер». Гульнара Галавинская: «Орфей и Эвридика», «Дориан Грей» по роману Оскара Уайльда. Дарья Попова: «Мата Хари: «глаза дня». Александр Смольяков: «Антигона».
7) 4! Сразу четыре премьеры Театр выпустит в новом сезоне. Довольно часто художественный руководитель Сергей Проханов начинает работу без написанного до конца текста, отрабатывая диалоги и даже сюжет в прямом контакте с актёрами. Это его метод. Примерно так, очевидно, будет проходить его работа над будущими премьерами — мелодрамой «Матриархат» и мюзиклом «Большой взрыв». Павел Урсул поставит чёрную комедию «Двое бедных румын, говорящих по-польски» молодой польской писательницы Дороты Масловской. А Дмитрий Бикбаев представит на суд зрителей комический детектив по роману Александра Звягинцева «О чем молчал прокурор».
А зрители тем временем ждут и новых премьер, и юбилеев старых спектаклей, и показов спектаклей, которыми «открывают» или «закрывают» театральный сезон. У любителей Театра, есть убеждение, что каждый спектакль нужно смотреть по несколько раз. Например, настоящие театралы считают своим долгом попасть на предпремьерный показ, который в «Театре Луны» называют «показом для пап и мам». Контрамарки и билеты на такие «семейные просмотры» распределяются через актёров-участников, через фанатские объединения. Худрук и режиссёр-постановщик следят за происходящим на сцене с особым вниманием, могут даже прокомментировать что-то по ходу. И почти всегда происходят какие-нибудь весёлые моменты. Например, режиссёр перед началом предлагает зрителям пожелать новому спектаклю «ни пуха, ни пера», а из-за кулис раздаётся дружное актёрское «к чёрту!» А на первом и последнем спектакле сезона зрители обязательно ждут «зелени». Но к долларам это слэнговое словечко отношения не имеет, а намекает на допустимый элемент «капустника» в давно идущем спектакле. Кстати, обычный зритель может и не заметить такой актёрской шутки. Что-что, а шутить и импровизировать «лунатики» умеют. В прошлом сезоне традиционный «лунный капустник» к дню рождения пришлось проводить дважды , чтобы могли попасть все желающие. Так что пожелаем Театру ни пуха, ни пера…
Текст: Сергей Щенников
Фото: Сергей Щенников, Александр Либков